Бизнес

Особенности национального хантинга: как изменился рынок труда за полгода

Мы поговорили с HR-специалистами из разных сфер, чтобы узнать, какие изменения произошли на рынке труда за последние полгода. И, конечно, спросили их о том, что ждет нас в ближайшее время.

Совсем недавно страна взяла курс на развитие внутренней экономики и импортозамещения. Стало меньше иностранных компаний, кто-то ушел навсегда, кто-то продолжает работать, но по-новому. Прогнозы на развитие разные – от стагнации до бума, и в каждой сфере бизнеса или промышленности свои, особенные условия и точки отсчета. 

Мы уже начали разбираться с тем, что происходит в fashion-сфере Екатеринбурга и как местные бренды существуют в новой реальности. А в начале нового делового сезона решили поднять другой важный вопрос – что изменилось на рынке труда за последние полгода. Для этого мы поговорили с HR-специалистами из трех разных сфер и попросили их рассказать о том, как выглядит процесс трудоустройства сейчас, что случилось с теми, кто работал на иностранные компании и что делают работодатели для формирования имиджа компании как привлекательного места работы.

Затишье или «Где все?»

По мнению хантеров, сейчас заметны несколько тенденций в сфере трудоустройства. Елена Хренова, директор по персоналу сети «Золотое Яблоко», самой яркой считает «затишье». Другими словами, людям стало сложнее решиться на смену работы. 

Елена Хренова, директор по персоналу сети «Золотое Яблоко»

«Если в компании все хорошо и она уверенно чувствует себя на рынке, то работники не готовы переходить в другое место, даже несмотря на то, что им предлагают условия лучше. Чувствуется, что из-за общего непонимания, что будет происходить дальше в мире, люди предпочитают замереть. Раньше специалисты гораздо легче решались сменить работу», – говорит Елена. 

Как отмечают специалисты, в целом число резюме на позициях с высокой и средней конкуренциях не меняется и даже снижается, несмотря на прогнозы, связанные с уходом зарубежных компаний.

«Сегодня мы не видим большой рост количества резюме. Пока не произошло большого высвобождения на рынке труда, особенно на региональном, где не располагаются головные офисы иностранных компаний. Также надо понимать, что не все из них ушли из России – одни зарегистрировали другие юридические лица, сменили названия, а есть те, кто занял выжидательную позицию, то есть компания не работает, но продолжает сохранять штат и выплачивать зарплату сотрудникам. Мы выходили на диалог с такими кандидатами – они очень лояльно относятся к своим работодателям», – рассказывает Елена. 

Также она предполагает, что такая лояльность сохраняется за счет открытых коммуникаций между сотрудниками и руководством. 

Новый русский хантинг

Чтобы решить кадровые проблемы в изменчивых условиях, компании используют разные способы. Еще одним трендом рынка Елена Хренова считает аутсорсинг.

«У нашего бизнеса есть сезонность и, например, в праздничные периоды растет необходимость в сотрудниках. И в пики для нас комфортнее по некоторым позициям работать на аутсорсинге со многими компаниями – особенно это касается сотрудников склада, где не требуется длительного обучения», – говорит Елена. 

Если говорить о топовых позициях рынка труда, то сложнее всего приходится сейчас ведущим менеджерам иностранных компаний, которые полностью закрылись в России:

«По статистике их зарплаты были выше рынка, поэтому сейчас они вышли на поиск новой работы с высокими ожиданиями, которые не всегда могут удовлетворить российские компании. Однако, хантинг высококвалифицированных специалистов и руководителей для «Золотого Яблока» стал проще – многие из таких кандидатов позитивно рассматривают наши предложения», – комментирует Елена. 

Проблемы с поиском высококвалифицированных кадров наблюдаются и в сфере IT, где специалисты имеют возможность найти хорошее место работы в другой стране. Юлия Логинова, директор по управлению персоналом АО «ИскраУралТЕЛ» отмечает напряжение с поиском и подбором таких людей в штат. Несмотря на высокую конкуренцию среди компаний при поиске программистов, в компанию попадают немногие. 

Юлия Логинова, директор по управлению персоналом «ИскраУралТЕЛ»

«Одной из тенденций рынка труда в нашей сфере могу отметить сложность с подбором молодых кадров. Мало кто из них адекватно оценивает свои умения, а часть кандидатов имеет также и завышенные ожидания по зарплате IT-специалиста. Навыков и квалификации у некоторых практически нет», – говорит Юлия Логинова.

При этом, действительно квалифицированные программисты не имеют проблем с поиском другой работы – их заберет любая развивающаяся компания. Сейчас благоприятный период закрывать вакансии менеджеров и IT-позиции, считает Юлия. 

О проблеме кадров в IT-сфере было заявлено на государственном уровне еще весной. Очевидно, что, компании также ищут самостоятельные пути ее решения. Так, «ИскраУралТЕЛ» предпочитает «растить» собственных программистов, вкладывая ресурсы в обучение. При этом повышается и лояльность сотрудников.

В ритейле и общепите ситуация противоположная, как отмечает Екатерина Воронина, HR бизнес-партнер. Работодателям в этих сферах стало проще искать сотрудников и этот процесс даже ускорился. 

Екатерина Воронина, HR бизнес-партнер

«Сейчас в ритейле достаточно просто разместить вакансию и вовремя отрабатывать отклики. Связано это со снижением конкуренции работодателей», – делится Екатерина.

Но, тем не менее, и она пришла к выводу о том, что в других сферах очередей из кандидатов на должности не наблюдается.

Екатерина Воронина также говорит о снижении количества вакансий в стране:

«Если смотреть на статистику HeadHunter, количество вакансий по России в целом меньше, чем на начало 2022 года и существенно меньше, чем в аналогичный период в 2021 года. То есть в целом динамика количества вакансий падает. А это значит, что работодатели могут выбирать и «играть» с условиями», – рассказывает Екатерина.

Елена Хренова же считает, что рынок труда в ее сфере пока принадлежит кандидатам, а не наоборот.

Имиджмейкинг

Екатерина Воронина призывает работодателей не расслабляться, какими бы ни были условия рынка, и продолжать «качать», развивая имидж компании как привлекательного места работы. 

«На привлекательность работодателя влияет имидж среди клиентов, это первично. Есть в маркетинге такое понятие – «точка контакта». Ваше взаимодействие с кандидатом начинается далеко не с публикации вакансии и не заканчивается увольнением. Эти «точки» нужно продумывать и работать с ними системно, чтобы доносить информацию до потенциальных сотрудников. Самое простое и важное – уметь расставаться и поддерживать связь», – делится секретами Екатерина.

В «Золотом Яблоке», как рассказывает Елена Хренова, имидж компании строится за счет внутренней работы. 

«Во-первых, мы спрашиваем у сотрудников, какими мы должны быть, чтобы им было комфортно. Для этого мы недавно запустили корпоративный портал – за счет этого существенно улучшили внутренние коммуникации. Во-вторых, мы расширяем свой головной офис в Екатеринбурге – планируем занять 1-й, 4-й и 6-й этажи в ТЦ «Гермес-Плаза». В-третьих, несмотря на всю непростую ситуацию в мире, в нашей компании не было сокращений штата и урезания зарплат. И мы по-прежнему выделяем деньги на обучение сотрудников: курсы, конференции и т.п. Также у нас активно работает программа рекомендаций – когда наши сотрудники приводят в компанию своих друзей, знакомых». 

Юлия Логинова, в свою очередь, добавляет еще один инструмент формирования лояльности – внутренний пиар, когда сотрудникам планомерно рассказывают о достижениях и успехах компании. Такая система выстроена в «ИскраУралТЕЛ».

На будущее

Что касается прогнозов – сейчас отличное время для российских компаний значительно вырасти и стать более заметными. К такому мнению наши спикеры пришли единодушно. 

Елена Хренова отмечает, что кандидатам, при этом, важно понимать, что они приходят в российскую компанию, которая активно растет и развивается. Юлия Логинова советует вкладываться в обучение молодых специалистов внутри фирмы, чтобы вырастить достойные кадры и повысить лояльность в российской сфере IT. Екатерина Воронина предлагает «снимать сливки», но рекомендует работодателям не заигрываться в «недорого». В будущем, по ее мнению, нас может ожидать отток кадров в регионы, которые раньше казались непривлекательными, – это произойдет при дальнейшем снижении числа вакансий в центрах.

Vsetyah

Recent Posts

Нечего скрывать

jacquemus ss`24 gyvenchy ss`24

2 часа ago

Нетипичная Турция

Ульяна Попова, эксперт по туризму

2 дня ago

Любимые рецепты шашлыка от Михаила Аракелова

михаил аракелов, шеф «Шави Ломи», Carbonara и «Привет, Ливан!»

4 дня ago

Стритстайл_VS: в ожидании мая

Юлия Мурадян, Стилист, инфлюенсер Алена Маевская, ⁠Инфлюенсер Елена Конева, Со-founder event-агентства «Некислый лимон», инфлюенсер Алена Шаламова,…

5 дней ago