Стиль жизни

Какие изменения произошли в книжной индустрии за последние месяцы

Культура отмены, бумажный кризис и запрет соцсетей — как это повлияло на печатную литературу. Разбираемся вместе с представителями отрасли.

Появится ли замена иностранным авторам

Этой весной стало известно, что популярный писатель Стивен Кинг отказался выпускать в России свои новые книги. Вскоре аналогичное заявление последовало от Нила Геймана и некоторых других писателей. Мы обратились к представителям екатеринбургских книжных магазинов, чтобы узнать, как обстоят дела с печатными изданиями этих авторов.

«Сейчас очень много прекрасных новых писателей со всего мира, которых печатают независимые издательства. Но если говорить о Кинге, то замену ему мы не найдем — он такой один. Пока в издательствах есть запасы его книг — продаем их», — рассказывает управляющая сетью «Книги, кофе и др. измерения» Анастасия Соловьева.

При этом она отмечает, что экземпляры книг Кинга и Геймана, которые уже есть в личных библиотеках, могут вскоре стать библиографической редкостью, к ним она рекомендует относиться особенно бережно.

Но не во всех магазинах, как выясняется, эти писатели пользовались популярностью. Так, управляющий «Пиотровским» Константин Колобов отмечает, что Кинг и Гейман не были их фокусным ассортиментом. «Однако пока их книги доступны к заказу для книжных», — говорит он. Что касается современной художественной литературы в целом, по мнению и Константина, и Анастасии, дела здесь обстоят неплохо.

К слову, среди авторов, которые отказались работать с российскими издательствами, и Джоан Роулинг. Однако она заявила о том, что в нашей стране не будут больше доступны электронные версии книг про Гарри Поттера. Однако про запрет на выпуск печатных изданий этих романов или публикации ее новых произведений речь не идет.

Если же говорить о бизнес-литературе, то пока панику поднимать рано: по словам Константина Колобова, поставки этих книг не изменились. Иностранные авторы нон-фикшн литературы об уходе с российского рынка также не заявляли.

Что будет с книгами о запрещенных соцсетях

В марте этого года деятельность ряда популярных социальных сетей была признана экстремистской и запрещена на территории России. Весной РБК сообщил, что издательства не будут выпускать новые книги с упоминанием запрещенных соцсетей, однако вопрос о том, что станет с уже напечатанными книгами, в которых они упоминаются, все еще открыт.

Мы обратились за разъяснением в издательства. Однако их представители отказались отвечать на этот вопрос (все переписки имеются у редакции). Возможно, дело в том, что пока нет четкого законодательства, регулирующего книжную продукцию, где упоминаются запрещенные соцсети. Также нет и судебных прецедентов, которые могли бы пролить свет на эту тему.

Кроме того, промолчали и авторы, которые пишут про продвижение в соцсетях или упоминают свои аккаунты в книгах. Они также воздержались от комментариев, сославшись на то, что издательства с ними пока по этому вопросу не связывались. Впрочем, как и с представителями книжных.

«Никакой информации от издателей на этот счет не поступало», — заявляет управляющий «Пиотровским» Константин Колобов.
«Книги по бизнесу, где упоминаются запрещенные соцcети, пока разрешены к продаже, их можно купить в любом книжном магазине. Думаю, переиздания, конечно, будут, но уже по окончании тиражей», — рассуждает Анастасия Соловьева, управляющая магазином «Книги, кофе и др. измерения».

Оба респондента уверены: как только у издателей появится четкая информация, ее оперативно передадут в книжные магазины, после чего печатную продукцию при необходимости возвратят поставщикам.

Что касается авторов, включенных в списки лиц, выполняющих функции иностранных агентов, их книги пока продают в общем доступе как в электронном виде, так и печатном. Однако еще весной издательства заявили, что как только какие-то нововведения в законодательстве вступят в силу, они обязаны будут оперативно отреагировать.

Бумага подорожала, а книги?

В конце марта подскочила стоимость белой бумаги из-за ухода финского поставщика, продававшего в России отбеливатель для целлюлозы. На Светогорском бумажном комбинате (который выпускает популярную бумагу SvetoCopy) создали импортозамещающий аналог. Эта бумага, имеющая бежевый оттенок, уже сейчас продается в магазинах.

Однако, несмотря на отечественные разработки, цены на печатную литературу продолжают расти. Как рассказали в книжных, этому есть несколько объяснений.

«На цены влияет масса причин. В первую очередь, начавшийся еще в 2021 бумажный кризис», — объясняет Константин Колобов.
«Многие издательства печатаются за рубежом, усложнилась логистика, также сократились производства бумаги, подорожало сырье, а также и стоимость авторских прав, на которую влияет скачущий курс валют», — добавляет Анастасия Соловьева.

Оба спикера утверждают, что сейчас делают все возможное, чтобы сохранить доступные цены.

Также Константин Колобов отмечает, что рассуждать глобально о будущем книжной отрасли рано: очевидно, что все изменится, но насколько сильно, сейчас сказать сложно. Однако он уверен, что цены вырастут, а предложение снизится, как и разнообразие ассортимента.

Возможно, со временем новинки будем покупать в электронном виде, а выбирая более ранние издания, станем чаще отдавать предпочтение букинистике: не зря маркетплейсы начали уделять этим разделам особое внимание. С одной стороны, эти решения приобщают наше общество к культуре разумного потребления. Но с другой — это скорее вынужденные меры, нежели добровольный и осознанный шаг.

Екатерина Ивочкина

Vsetyah