Стиль жизни

Дмитрий Зимин: оставаться человеком

Дмитрий Зимин признан лучшим режиссером-постановщиком в драматическом театре по версии Премии «Браво!». Его отметили за спектакль «Над пропастью во ржи» на сцене «Камерного театра». Колумнист VSetyah Артем Аксенов взял у мастера интервью – получилась честная и очень интересная беседа. 

Артем Аксенов

Артем Аксенов: Когда мы говорим о сегодняшнем театре, то безусловно понимаем, что это – режиссерский театр. Если раньше на первом месте был актер, созданный им образ, его герой, то сегодня на первое место выходит замысел, концепт и то, что хотел сказать режиссер. Я давно хотел начать рассказывать про режиссеров – поделиться с вами этим миром. С некоторыми я знаком лично, с кем-то мне даже посчастливилось поработать. 

Этим душевным, местами забавным и точно философским разговором с Дмитрием Зиминым я открываю серию интервью с местными режиссерами, которые создают спектакли, требующие всеобщего внимания. 

Как ты пришел к профессии режиссера? Было ли у тебя желание выбрать другое направление или ты всегда знал, что твоя жизнь будет связана с театром?

Никогда не знал, что попаду в театр, потому что в Нижней Салде, городе, где я вырос, театра не было. После школы я поступал в разные вузы и на разные специальности, но это был не поиск себя, а просто желание «зацепиться» за Екатеринбург. И вот одно из мест, куда я подавал документы, был ЕГТИ, факультет актерского мастерства. Очень удобное расположение общаги было – в самом центре: я жил в ней, будучи абитуриентом. И вот уже там, в общаге, общаясь со студентами и поступающими, я как-то проникся этой атмосферой, творчеством. В итоге на актера я не поступил, и ребята посоветовали мне пойти в училище искусства и культуры, где был театральный факультет. Я прислушался к совету, подал документы. Думал, что поступаю на актера, а когда успешно прошел вступительные испытания, оказалось, что на режиссера. Во время первого семестра сходил первый раз в театр – в Музкомедию на «Черта и девственницу», потом на «Дембельский поезд» в ТЮЗ. И вот второй спектакль меня очень впечатлил своей условностью и эмоциональным воздействием. После этого я интуитивно понял кайф режиссуры – это сочинять. Потом запоем ходили на спектакли в «Коляда-театр», кайфовали от них и подражали «колядовцам» в учебных отрывках. Вот так потихоньку и втянулся. После училища, кстати, я все-таки поступил в театральный институт, и тогда уже осмысленно выбрал специальность «Режиссура драмы». 

У тебя есть кумиры, чье творчество тебя вдохновляет – и хочется так же? 

Кумиры? Одно время я был очень впечатлен мировоззрением Ежи Гротовского, наверное, его опыт очень сильно поменял мое понимание театра. А вот любимых режиссеров – много, и всегда предпочтения зависят от периода. Наверное, вне времени остается любимым Эймунтас Някрощюс, из кинорежиссеров – Михаэль Ханеке.

Как происходит выбор пьесы, материала над которым будешь работать?

Случается по-разному. Я бы выделил три основных сценария. 

Первый – когда мне кто-то предлагает материал: в этом случае мне приходится находить в нем важные для меня темы и развивать их. Так случилось с постановкой «Вий» – мне предложили сделать эскиз-читку, в процессе репетиций меня очень зацепила тема покаяния, и захотелось поставить полноценный спектакль. 

Второй я называю «делом случая»: я натыкаюсь на какую-то пьесу, в которой меня что-то очень трогает – это может быть тема, форма, язык и так далее. Так сработало с постановкой «Пролетая над гнездом кукушки». В отпуске мы гостили у родителей жены, и я случайно нашел старое советское издание романа – открыл и не смог оторваться. В нем меня зацепила тема системы, поэтому вскоре я предложил пьесу театру. 

И третий вариант, это когда я вынашиваю важную для меня тему, которая давно волнует или, наоборот, отталкиваюсь от ощущений жизни вокруг, и уже к этой теме подбираю материал и долго работаю над основной идеей и ее воплощением. Тут больше всего примеров: это спектакли «Пассажиры», «Кроткая», «Платонов. Две истории» и много других. В этих случаях я всегда долго вынашиваю материал, то есть от выбора до репетиций проходит много времени, например, в случае с «Платоновым» – это четыре года, с «Кроткой» – шесть лет. 

Так что главный критерий – чтобы материал волновал. И вот недавно я понял, что очень часто в моих спектаклях так или иначе присутствует тема смерти. 

Профессия режиссера окутана разного рода сплетнями, мифами и скандалами. В твоей жизни было то, за что тебе стыдно и хотелось бы такого не допустить?

Конечно, было стыдно за какие-то собственные решения или поступки, но я не хотел бы про них рассказывать. Что можно сделать чтобы этого избежать? Не быть трусом и в любой ситуации оставаться человеком, ставить человеческие качества и ценности выше профессиональных.

Как ты выстраиваешь работу с актерами, службами, с художниками по декорациям и костюмам? Все же очень творческие, эмоциональные личности… Бывали ли сложности? Как с ними справляешься?

Нет какого-то единого «свода правил» или универсального метода взаимодействия со всеми участниками процесса, поэтому действую всегда по ситуации. Очень часто – интуитивно, поэтому нередко возникают трудности и сложности, но это происходит именно из-за моей неорганизованности. Как справляюсь? Когда-то приходится идти на компромисс, признавать собственные ошибки и пытаться исправить их.

Как ты относишься к критике? 

Профессиональная критика очень важна. Именно этот элемент анализирует, рефлексирует и дает направление для развития театра. Это я понимаю умом. А вот переживаю всегда болезненно. Пожелание одно (это первый мой педагог нам всегда говорила) – «слушайте и прислушивайтесь к каждому, но делайте всегда по-своему».

Какие у тебя любимые спектакль и фильм?

Любимые спектакли меняются и зависят от времени – и это нормально, так как театр всегда не фиксирован, всегда живет моментом. Любимый фильм (их тоже много, и они также меняются) – сейчас «Любовь» Михаэля Ханеке.

А какой твой самый любимый спектакль из тех, что ты поставил?

Это всегда последний поставленный. Есть, наверное, три особенно важных для меня: это «Платонов. Две истории», «Головлевы» и «Мороз».

Зачем людям ходить в театр?

За неповторимыми визуальными и душевными впечатлениями.

Что ты посоветуешь людям, которые не разбираются в театре, но хотели бы?

Смотреть много спектаклей, хороших спектаклей, формировать свое мнение о них и формулировать идеи, заложенные не в материале, а именно в самом спектакле. Смотреть программы театральных фестивалей. При посещениях столиц – ходить в театры. При посещении любых других городов – ходить в местные театры. Смотреть спектакли онлайн. Читать театральные журналы и блоги.

Вернемся к тебе. Как ты отдыхаешь, восстанавливаешь энергию?

Смотрю фильмы и сериалы, читаю «не по работе».

Помимо театра, что еще приносит тебе удовольствие и эмоции?

Залипаю за программирование. Могу ночами сидеть и реализовывать какую-нибудь задачу. Это отдельный кайф, когда на твоих глазах идея начинает потихоньку, строка за строкой, обретать форму и реализовываться.

Если бы не профессия режиссера, чем бы ты мог заняться? 

Если говорить о немного опробованных направлениях (в рамках хобби), то вот как раз программирование или графический дизайн. Из гипотетических направлений интересна психология.

Где и когда посмотреть спектакли Дмитрия Зимина: 

Свердловский академический театр драмы

11 апреля в 18.30, 30 апреля в 18.00, 22 мая в 18.30 – «Мороз»

13 апреля в 18.30, 24 мая в 18.30 – «Вий»

17 мая в 18.30 – «Пролетая над гнездом кукушки»

18 мая в 18.30 – «Кроткая»

19 мая в 18.30 – «Головлевы»

Камерный театр

4 и 5 мая в 18.30 – «Над пропастью во ржи»

Фото: личный архив героя и uraldrama.ru

Vsetyah