Бизнес

Тренды рынка труда 2023: мысли и прогнозы Екатерины Ворониной

HR бизнес-партнер в своем аккаунте поделилась собственным взглядом на развитие сферы хантинга.

Екатерина Воронина выделила несколько актуальных трендов.

Екатерина Воронина, HR бизнес-партнер

«Судя по количеству репостов моего мартовского прогноза, мысли по поводу будущего – это то, что вы любите», – говорит она.

Кадровый дефицит продолжится. По мнению Екатерины, этому способствует, в том числе, отток людей из страны.

«Джоб Борды (сайты типа hh.ru, zarplata.ru и им подобные) – на волне, поскольку сейчас отключена возможность таргета в запрещенных соцсетях, а бюджеты на digital-рекламу сильно выросли. Совсем недавно HR начали привыкать к новым инструментам и стараться выискивать на них бюджеты, и вот теперь это стало еще сложнее и непредсказуемее», – рассказывает Екатерина.

При этом, по ее наблюдениям, рынок труда, в свою очередь, достаточно инертный, и мощного притока из-за ухода брендов не наблюдается».  К тому же, кандидаты все еще не стоят в очередь и не готовятся к интервью. 

«Для меня это показатель рынка кандидатов, а не работодателей. “Больше” нужно до сих пор работодателям», – заключает эксперт. 

Миграция кадров очень важный аспект. Несмотря на инертность рынка, существует такое явление, как миграция кадров из отрасли в отрасль. И при этом больше людей на рынке не стало. С момента объявления мобилизации возросла популярность вакансий в сфере оборонно-промышленного комплекса и IT.
«Если проводить аналогию, то люди на рынке труда похожи на косяк рыбок. Популяция не растет, при этом в привлекательную сторону он движется довольно синхронно», – делится наблюдениями Екатерина.

Сейчас HR нужен как никогда. Всем. Потребность в специалисте появляется у бизнесов из-за высокой тревожности. HR стабилизирует, это одна из его функций.

И вот каким образом: люди (и сотрудники, и руководители) могут принимать импульсивные решения под влиянием эмоционального фона. Из-за этого происходят непрогнозируемые увольнения, а подбор, который без HR ложится на босса, становится невероятно сложным. 

«Я замечаю, как периодически лихорадит CEO и собственников, тормозятся инвестиции в развитие, либо кидает от одного решения к другому, тоже импульсивно.  Хороший HR выступает за стабилизацию и ясность», – говорит Екатерина. 

HRBP может видеть, как «спасти» или поднять показатели бизнеса с помощью инструментов управления людьми, и они не самые дорогие. 

Смыслы помогают оптимизировать ФОТ (фонд оплаты труда). 

«Это значит, что, донося смыслы, тебе не нужно раздувать ФОТ на “перегретом” рынке. К примеру, стратегия работы с курьерами, а их сейчас много на доставках у “Яндекса” и “Самоката”, очень понятна: заходить в регион сразу с высокой ставкой, а потом постепенно ее понижать. Это дает быстрый приток людей, но дальше, конечно, многие уйдут, некоторые останутся, но и у рынка труда уже сформируется отношение к работодателю», – поясняет эксперт. 

Локальные бренды не могут себе позволить раздувать фонд оплаты труда курьерам, приходится делать что-то другое. И тогда на помощь приходят смыслы: например, работа в компании, которая практикует экологичный подход, работа со «здоровыми» продуктами, а если брать не только ритейл, а, скажем, сферу жилищно-коммунального хозяйства, то это может быть  новое понимание управляющей компании со «счастливыми» сообществами жильцов. В общем, что-то, что больше ежедневной рабочей рутины. 

По мнению Екатерины, особенно молодых соискателей привлекают слоганы: «менять представление о рынке продуктового ритейла», «создавать счастливые комьюнити», «возрождать fashion-индустрию», «заботититься о планете». 

«Естественно, если это заявлено в компании, то должно и реализовываться и иметь подтверждение. Людям важен смысл в их работе, помимо денег. Особенно молодым», – считает эксперт.

Сейчас самое подходящее время формировать новые гибкие стратегии. Екатерина предлагает не бояться, а основывать их на мечтах, видении, концепции и смыслах. 

«Ответьте себе на вопросы честно: зачем мы тут собрались? Понятно, что основная функция бизнеса – генерация прибыли, я не за альтруизм. Тем не менее: что, если какое-то время мы не будем зарабатывать, закроем компанию? Разбежимся? Что делать будем? Это как раз – про гибкие стратегии», – говорит Екатерина. 

Кто-то называет это планами B, C, D и так далее. Но даже слегка наметанный план помогает сформировать устойчивость. В топ-10 причин увольнений по собственному желанию входят формулировки «отсутствие гарантий: непонятно, что будет дальше» или «отсутствие перспектив: не понимаю, как я смогу применить свои знания». 

Поэтому важно также делиться с сотрудниками своим видением развития компании. 

Откат в управленческих технологиях. По мнению эксперта, этот тренд сохранится. Что это значит? Знания быстро устаревают, специалистов некогда (или не на что) учить, а эффективность обучения сложно спрогнозировать. 

«Предложение “Спросить совета за чашечкой кофе” становится все более популярным», – рассуждает Екатерина.

Автоматизация. Тренд, который может немного «затормозится», но не исчезнет. По мнению Екатерины Ворониной, автоматизация всегда оптимизирует затраты – в долгосрочной перспективе. 

Vsetyah