Стиль жизни

Тренд на психологизацию: авторская колонка Елены Захезиной

Когда я только начинала свою практику, столь повального увлечения психологией не было, как и не было такого объема психологической и псевдопсихологической литературы на книжных полках. А то, что можно было найти в сети, было большей частью приемлемым с точки зрения содержания и адекватности. Последние же несколько лет психология вышла в массы.

Социальные сети и СМИ несут уже не море, а безбрежный океан разнообразной информации, психология стала одним из самых тиражируемых трендов. И с одной стороны кажется: это хорошо, что люди сегодня понимают значимость заботы о своем ментальном здоровье. Но с другой стороны, тот поток, который безостановочно льется с экранов смартфонов, планшетов и прочих гаджетов часто в большинстве своем не только не дает возможности разобраться со своим состоянием и понять куда двигаться, но и порождает бесконечную путаницу, подмену понятий, которая создает дополнительный источник стресса. То есть, только усугубляет наше состояние. Ибо тренд на психологию породил огромное количество самых разных монстров, неадекватных направлений и учений, которые могут оперировать психологическим терминами, подтягивать под свои учения различные теории и выглядеть на первый взгляд даже логично. Но по факту – запутывают людей еще больше. Печально, что порой это делают люди с профессиональным образованием.

Даже если допустить фантазию, что за ночь весь псевдопсихологический мусор исчезнет с просторов интернета, и останутся только адекватные материалы, то и это, увы, большинство ситуаций не решит

Даже если допустить фантазию, что за ночь весь псевдопсихологический мусор исчезнет с просторов интернета, и останутся только адекватные материалы, то и это, увы, большинство ситуаций не решит, так как зачастую чтобы понять различные психологические феномены и явления нужно иметь не только критическое мышление, но и знания из смежных научных областей. Не даром обучение студентов психологических факультетов начинается с изучения анатомии, физиологии высшей нервной деятельности, общей и социальной психологии, основ эксперимента и т.д.

Давайте – для наглядности – разберемся с этим на конкретных примерах. Думаю, вам многое станет понятно.

Лет пять или шесть назад я вела обучающий семинар для коллег по особенностям консультирования и тактике ведения пациентов, нуждающихся в программах ЭКО (искусственного оплодотворения). И в какой-то момент мне прилетел вопрос: почему я не работаю со спаечным процессом как с психосоматикой? Как вы думаете, что я ответила? Потому, что это невозможно. Для тех, кто не имеет отношения к медицине, поясню: спайки – это, по сути, разрастание соединительной ткани, имеющее в своей природе самые разнообразные причины, и при этом – ни одной психологической. Что показывает этот пример? То, что бесконечная спекуляция термина «психосоматика» и разброс самой противоречивой информации вызывает затруднение даже у людей из профессиональной среды. Соответственно, эту путаницу они понесут дальше.

В какой-то момент мне прилетел вопрос: почему я не работаю со спаечным процессом как с психосоматикой? Как вы думаете, что я ответила? Потому, что это невозможно

Но ведь беда не только в том, что некоторые коллеги запутались, но и в том, что этот тренд подхватили различные «гуру», которые обещают, что после определенных ритуалов пройдут спайки, рассосутся миомы и пр. – а люди готовы платить совершенно нескромные суммы за надежду. В итоге – и результатов нет, и время, когда можно было обойтись «малой кровью», чаще всего упущено. А что тогда может делать в этом случае психолог? Только одно: давать поддержку в проживании ситуации, связанной с восприятием болезни и процессом ее лечения.

Раз уж мы заговорили о тренде на «психосоматику», давайте про нее, родимую, и продолжим. Есть ли такое явление? Есть однозначно. Мировое медицинское сообщество давно понимает, что она существует – связь психики и тела, что состояние одного влияет на другое, круг замкнут. Но однозначно сказать, что психика первична и что даже ее мельчайшие «поломки» и погрешности ведут к запуску заболеваний, мы не можем. Иногда, наоборот, физические заболевания ведут к ухудшению ментального здоровья. В общем, кроме психики, есть еще куча факторов, которые влияют на наше соматическое здоровье: генетика, среда, в который мы живем, особенности культуры и т.д.

Я думаю, что каждый из нас хоть раз слышал что-то из серии: «у тебя падает зрение, потому что ты не хочешь видеть происходящее», «у ребенка энурез, потому что у родителей плохие отношения» и тому подобные высказывания. И кто-то обязательно сочтет это психосоматикой. Так вот, прежде чем говорить о том, что какой-то механизм запущен психикой, нужно исключить органику.

Ох, как меня занесло с примером… И он, увы, не единственный, когда психологизация какой-то идеи приобрела гротескные формы. Есть еще куча других.

Вот, например история с развитием и воспитанием детей. Сегодня на эту тему огромное количество самой противоречивой информации. Непонятно, кого слушать и на чье мнение опираться. Очень часто родители не фильтруют то, что к ним приходит, не смотрят, насколько соответствует ценностям семьи полученная информация, а начинают слепо следовать какой-либо теории. Так и происходит то, что называется «хотели как лучше…», а случились родительское выгорание и зачатки невроза у ребенка.

Опять же поделюсь примером из профессиональной копилки. Какое-то время назад консультировала женщину (это было совместное ведение с врачом психотерапевтом) по эпизоду послеродовой депрессии. Одним из глобальных переживаний, с которым мы работали в процессе, было чувство вины перед ребенком, который появился на свет благодаря оперативным родам. В основе этого переживания была абсолютно ничем не подтвержденная теория, что дети, рожденные таким образом, имеют некоторые психологические отличия от детей, появившихся на свет через естественные родовые пути. Я уже не помню, каким образом к женщине попала эта информация, но у нее очень четко закрепилась мысль, что все, теперь это – «поломка» в психических процессах у ребенка на всю оставшуюся жизнь. Она была уверена, что тот, кто родился «без трудностей», в жизни – безынициативен и малоподвижен, ничего не хочет и ни к чему не стремится. Вот вам и поп-психология.

Она была уверена, что тот, кто родился «без трудностей», в жизни – безынициативен и малоподвижен, ничего не хочет и ни к чему не стремится. Вот вам и поп-психология

Дальше – больше. Некоторые приносят с собой не только «диагноз», поставленный себе или близкому по поиску в гугле, но и список спасательных мероприятий, соответствующих рекомендациям каких-нибудь Инстаграм-гуру. И эти мероприятия мы должны исполнить за три встречи – и все обязательно должно измениться к лучшему. И при этом такие пациенты могут искренне удивляться, а иногда и обижаться, если я отправляю их за диагнозом к врачу- психотерапевту. И «волшебной таблетки», благодаря которой у них случится «осознанность», и они станут «лучшей версией себя», у меня нет.

Те рекомендации, которые обещают решать все и вся, на мой взгляд, – это прямой путь в невроз. И это сейчас не то, чтобы я жалуюсь на пациентов, это мое наблюдение, которое говорит о том, что очень прочно в нашу жизнь заходит миф о том, психология решает любые вопросы. О том, что «вот тут немножечко пошаманить», и будет всем счастье. Иллюзия, что вот сейчас случится осознанность, просветление и человек получит сверхспособность полностью контролировать свою жизнь, здоровье ментальное и физическое, отношения с мужьями, женами, друзьями, детьми и т.д. Грустное наблюдение. Грустное еще и потому, что вопросов, которые ставит перед нами жизнь, очень и очень много, а ответов на многие из них просто не существует.

Можно бесконечно продолжать эту тему про моду, причислять людей к категории абъюзеров, которые вполне могут ими и не являться, называть токсичными тех, кому плохо в моменте или продолжительное время, рассуждать про шизоидов, социопатов, про бесконечный поиск ресурса, осознанности и про многое подобное. Когда понимаешь, как меняется смысл терминов, когда они уходят в массы, становится еще грустнее.

Вы спросите: а нужна ли вообще тогда психология? Убеждена, что да.

Что тогда дает современное психологическое консультирование? Отвечу вам метафорой.

Когда у нас болит какая-то часть тела, мы идем к врачу, чтобы разобраться с тем, что болит, и выяснить как это вылечить. Даже в этой ситуации не всегда бывает просто выяснить причину. Требуются время и обследования. А если болит душа? Нет ведь конкретного места, в которое можно ткнуть пальцем и сказать: «болит вот здесь». Даже если мы предполагаем, почему болит. У адекватных специалистов есть понимание, что ни одну травму невозможно вылечить полностью, чтобы не осталось никакого следа, нельзя сделать вид, что ее никогда не было. Но ее можно скомпенсировать. Да, рубец останется, но болеть перестанет. Да, иногда, как старые переломы, может «ныть на погоду». Но болеть в этом месте скорее всего больше не будет. А когда у нас перестают болеть травмы, жизнь ощущается в гораздо более ярком цвете.

В общем, я все к чему? Уверены, что есть проблема или диагноз? Не тратьте время на самодиагностику и самолечение. Потратьте его на поиск адекватных специалистов.

Vsetyah

Recent Posts

В каком состоянии мы ищем работу: авторская колонка Екатерины Ворониной

екатерина воронина, топ hr, основатель hr-агентства

2 часа ago

Маршрут выходного дня: Уфа

виды на реку белую памятник салавату юлаеву фотозона, где надо, чтобы лицо попало в квадрат.…

23 часа ago

Вдохновленные Met Gala

Kristina Bumphrey/WWD via Getty Images

2 дня ago