Дмитрий Зимин признан лучшим режиссером-постановщиком в драматическом театре по версии Премии «Браво!». Его отметили за спектакль «Над пропастью во ржи» на сцене «Камерного театра». Колумнист VSetyah Артем Аксенов взял у мастера интервью – получилась честная и очень интересная беседа.
Артем Аксенов: Когда мы говорим о сегодняшнем театре, то безусловно понимаем, что это – режиссерский театр. Если раньше на первом месте был актер, созданный им образ, его герой, то сегодня на первое место выходит замысел, концепт и то, что хотел сказать режиссер. Я давно хотел начать рассказывать про режиссеров – поделиться с вами этим миром. С некоторыми я знаком лично, с кем-то мне даже посчастливилось поработать.
Этим душевным, местами забавным и точно философским разговором с Дмитрием Зиминым я открываю серию интервью с местными режиссерами, которые создают спектакли, требующие всеобщего внимания.
Как ты пришел к профессии режиссера? Было ли у тебя желание выбрать другое направление или ты всегда знал, что твоя жизнь будет связана с театром?
Никогда не знал, что попаду в театр, потому что в Нижней Салде, городе, где я вырос, театра не было. После школы я поступал в разные вузы и на разные специальности, но это был не поиск себя, а просто желание «зацепиться» за Екатеринбург. И вот одно из мест, куда я подавал документы, был ЕГТИ, факультет актерского мастерства. Очень удобное расположение общаги было – в самом центре: я жил в ней, будучи абитуриентом. И вот уже там, в общаге, общаясь со студентами и поступающими, я как-то проникся этой атмосферой, творчеством. В итоге на актера я не поступил, и ребята посоветовали мне пойти в училище искусства и культуры, где был театральный факультет. Я прислушался к совету, подал документы. Думал, что поступаю на актера, а когда успешно прошел вступительные испытания, оказалось, что на режиссера. Во время первого семестра сходил первый раз в театр – в Музкомедию на «Черта и девственницу», потом на «Дембельский поезд» в ТЮЗ. И вот второй спектакль меня очень впечатлил своей условностью и эмоциональным воздействием. После этого я интуитивно понял кайф режиссуры – это сочинять. Потом запоем ходили на спектакли в «Коляда-театр», кайфовали от них и подражали «колядовцам» в учебных отрывках. Вот так потихоньку и втянулся. После училища, кстати, я все-таки поступил в театральный институт, и тогда уже осмысленно выбрал специальность «Режиссура драмы».
У тебя есть кумиры, чье творчество тебя вдохновляет – и хочется так же?
Кумиры? Одно время я был очень впечатлен мировоззрением Ежи Гротовского, наверное, его опыт очень сильно поменял мое понимание театра. А вот любимых режиссеров – много, и всегда предпочтения зависят от периода. Наверное, вне времени остается любимым Эймунтас Някрощюс, из кинорежиссеров – Михаэль Ханеке.
Как происходит выбор пьесы, материала над которым будешь работать?
Случается по-разному. Я бы выделил три основных сценария.
Первый – когда мне кто-то предлагает материал: в этом случае мне приходится находить в нем важные для меня темы и развивать их. Так случилось с постановкой «Вий» – мне предложили сделать эскиз-читку, в процессе репетиций меня очень зацепила тема покаяния, и захотелось поставить полноценный спектакль.
Второй я называю «делом случая»: я натыкаюсь на какую-то пьесу, в которой меня что-то очень трогает – это может быть тема, форма, язык и так далее. Так сработало с постановкой «Пролетая над гнездом кукушки». В отпуске мы гостили у родителей жены, и я случайно нашел старое советское издание романа – открыл и не смог оторваться. В нем меня зацепила тема системы, поэтому вскоре я предложил пьесу театру.
И третий вариант, это когда я вынашиваю важную для меня тему, которая давно волнует или, наоборот, отталкиваюсь от ощущений жизни вокруг, и уже к этой теме подбираю материал и долго работаю над основной идеей и ее воплощением. Тут больше всего примеров: это спектакли «Пассажиры», «Кроткая», «Платонов. Две истории» и много других. В этих случаях я всегда долго вынашиваю материал, то есть от выбора до репетиций проходит много времени, например, в случае с «Платоновым» – это четыре года, с «Кроткой» – шесть лет.
Так что главный критерий – чтобы материал волновал. И вот недавно я понял, что очень часто в моих спектаклях так или иначе присутствует тема смерти.
Профессия режиссера окутана разного рода сплетнями, мифами и скандалами. В твоей жизни было то, за что тебе стыдно и хотелось бы такого не допустить?
Конечно, было стыдно за какие-то собственные решения или поступки, но я не хотел бы про них рассказывать. Что можно сделать чтобы этого избежать? Не быть трусом и в любой ситуации оставаться человеком, ставить человеческие качества и ценности выше профессиональных.
Как ты выстраиваешь работу с актерами, службами, с художниками по декорациям и костюмам? Все же очень творческие, эмоциональные личности… Бывали ли сложности? Как с ними справляешься?
Нет какого-то единого «свода правил» или универсального метода взаимодействия со всеми участниками процесса, поэтому действую всегда по ситуации. Очень часто – интуитивно, поэтому нередко возникают трудности и сложности, но это происходит именно из-за моей неорганизованности. Как справляюсь? Когда-то приходится идти на компромисс, признавать собственные ошибки и пытаться исправить их.
Как ты относишься к критике?
Профессиональная критика очень важна. Именно этот элемент анализирует, рефлексирует и дает направление для развития театра. Это я понимаю умом. А вот переживаю всегда болезненно. Пожелание одно (это первый мой педагог нам всегда говорила) – «слушайте и прислушивайтесь к каждому, но делайте всегда по-своему».
Какие у тебя любимые спектакль и фильм?
Любимые спектакли меняются и зависят от времени – и это нормально, так как театр всегда не фиксирован, всегда живет моментом. Любимый фильм (их тоже много, и они также меняются) – сейчас «Любовь» Михаэля Ханеке.
А какой твой самый любимый спектакль из тех, что ты поставил?
Это всегда последний поставленный. Есть, наверное, три особенно важных для меня: это «Платонов. Две истории», «Головлевы» и «Мороз».
Зачем людям ходить в театр?
За неповторимыми визуальными и душевными впечатлениями.
Что ты посоветуешь людям, которые не разбираются в театре, но хотели бы?
Смотреть много спектаклей, хороших спектаклей, формировать свое мнение о них и формулировать идеи, заложенные не в материале, а именно в самом спектакле. Смотреть программы театральных фестивалей. При посещениях столиц – ходить в театры. При посещении любых других городов – ходить в местные театры. Смотреть спектакли онлайн. Читать театральные журналы и блоги.
Вернемся к тебе. Как ты отдыхаешь, восстанавливаешь энергию?
Смотрю фильмы и сериалы, читаю «не по работе».
Помимо театра, что еще приносит тебе удовольствие и эмоции?
Залипаю за программирование. Могу ночами сидеть и реализовывать какую-нибудь задачу. Это отдельный кайф, когда на твоих глазах идея начинает потихоньку, строка за строкой, обретать форму и реализовываться.
Если бы не профессия режиссера, чем бы ты мог заняться?
Если говорить о немного опробованных направлениях (в рамках хобби), то вот как раз программирование или графический дизайн. Из гипотетических направлений интересна психология.
Где и когда посмотреть спектакли Дмитрия Зимина:
Свердловский академический театр драмы
11 апреля в 18.30, 30 апреля в 18.00, 22 мая в 18.30 – «Мороз»
13 апреля в 18.30, 24 мая в 18.30 – «Вий»
17 мая в 18.30 – «Пролетая над гнездом кукушки»
18 мая в 18.30 – «Кроткая»
19 мая в 18.30 – «Головлевы»
Камерный театр
4 и 5 мая в 18.30 – «Над пропастью во ржи»
Фото: личный архив героя и uraldrama.ru
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…