Некоторое время назад был объявлен лонг-лист премии «Золотая маска». В список вошли шесть спектаклей из Екатеринбурга. Мы попросили нашего театрального колумниста Артема Аксенова высказать свое мнение по поводу постановок и премии в целом. Мнение оказалось неожиданным.
Признаюсь честно: я давно не слежу за тем, что происходит с премией «Золотая маска», несмотря на то, что мне априори интересно все, что связано с театром. И я также знаю, насколько престижным считается обладание «Маской», она – как некий «знак качества», указывающий на то, что на спектакль обязательно нужно сходить.
Объясню свою точку зрения. Конкурс есть конкурс. И не всегда на нем бывают исключительно сильные работы, а выбирать лучших из худших – ну, сами понимаете… К тому же, в последнее время часто ходят слухи о том, что «большие театры покупают премию». Так это или нет на самом деле – судить не берусь, но скажу: осадочек остался. А вот на что я действительно сейчас обращаю внимание, так это на номинации, в которых звучат новые имена. Чаще всего они встречаются в категориях «современный театр» и «новые форматы».
Если говорить о екатеринбургских постановках, номинированных на ближайшую премию, мне кажется, потенциальных победителей среди них, к сожалению, нет. Но это не значит, что они недостойны внимания. Совсем даже наоборот. Расскажу о каждом подробнее.
«Римские элегии» от Ельцин Центра – очень тонкий спектакль: чувственный, нежный, романтичный и лиричный. Для меня его герои несколько инфантильны. Рекомендую тем, кто хочет интеллигентности и беззаботности.
А вот «Евгений Онегин» от «Урал Опера Балета» мне, если честно, не нравится. Видимо, я приверженец классических канонов жанра: в опере для меня на первом месте идет голос, на втором – музыка. От этого я испытываю весь спектр эмоций. Картинка лишь дополняет, не перегружая и не перетягивая одеяло на себя. А здесь я увидел лишь заигрывание в современность и интерпретации. Я знаю, что многим моим коллегам по цеху очень нравится эта постановка, но вот мне, к сожалению, не удалось разглядеть в этом красоту.
«Магнит» от Театра драмы. Мне нравится, что театр берет необычные темы, обращается к малоизвестным личностям, рассказывает их биографические истории. Этот спектакль мне понравился своей атмосферой и трагичностью темы. Интересном было решение сценического пространства. Ты долго не понимаешь, где находятся герои – то ли в загробном мире, то ли в чьих-то снах, то ли в реальности.
«Майя» от танцевального театра «Фора» показывает, как значительно коллектив вырос за последнее время, обрел своего постоянного зрителя. Мне нравится, что они делают. Это всегда с высоким вкусом, глубиной. Я желаю коллективу только успеха, большого успеха. Они большие трудяги. У них должно все получится.
«Мираж» от «ТанцТеатра». С большим уважением отношусь к создателю и художественному руководителю театра Олегу Петрову. Он был одним из первых, кто создал коллектив современного танца у нас в городе. Правда сегодня мне кажется, что все, что они делают в последнее время, уже было.
«Питер Пэн в Кенсингтонском саду» от ТЮЗа. Великолепный, красочный, яркий спектакль. Просто сумасшедшие декорации, костюмы. Это прорыв для нашего театра. Я бы очень хотел, чтобы за него они получили «Маску». Достойная постановка во всех отношениях. Если вы еще не сходили, то бегите за билетом. А если у вас есть ребенок, то вы просто обязаны показать ему этот чудесный мир театра.
Имена лауреатов «Золотой маски» будут известны в апреле 2023-го года.
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…