Культура

Вверх по лестнице

Александр, вы попали в Blueprint 100 – список самых талантливых и многообещающих представителей креативных индустрий. Это значит, что за вашими творческими успехами рекомендуют наблюдать. Какие эмоции испытываете по этому поводу?

Признаюсь: новость меня шокировала. С одной стороны, конечно, это очень приятно, что меня выделили, отметили в списке достойных людей, за которыми стоит понаблюдать. А с другой, это огромная ответственность для меня – и даже больше не как для танцовщика, а как для хореографа. Потому что я понимаю: теперь я на виду, за мной и за тем, как я дальше развиваюсь, действительно могут следить.

Это давит или вдохновляет?

Вдохновляет. Как и любовь зрителя, она для меня, пожалуй, важнее. Когда я понимаю, что этот зритель у меня есть, что он приходит на спектакль ради меня и моего творчества, то осознаю: я не могу подвести его. Конечно, когда получаешь признание профессионального сообщества, критиков, журналистов, это очень приятно, это некий «пьедестал», делающий твое имя интересным еще большему числу зрителей.

«Красная шапочка». «Сказки Перро». Фото: Иван Мохнаткин. Урал Опера Балет

Ваш зритель – это посетитель Урал Балета, ваше имя неразрывно связано с именем театра. Вы служите здесь уже 17 лет. Давайте поговорим о вашем пути.

Действительно, сюда я пришел в 2007-м году совсем юным. Я тогда окончил екатеринбургский муниципальный театр балета «Щелкунчик» и меня взяли в труппу Театра оперы и балета. У меня не было за плечами образования, даже училища – пришел в театр, можно сказать, самоучкой, ничего толком не умел, но жадно впитывал все, что происходит вокруг, смотрел на более опытных ребят, брал пример, что-то копировал. На то, чтобы что-то из себя слепить, ушли годы. Художественным руководителем тогда была Надежда Анатольевна Малыгина, она увидела во мне потенциал, рассмотрела, стала давать сольные партии. Затем в театр пришел Вячеслав Самодуров – и мой мир перевернулся, своим карьерным прорывом я обязан именно ему – я танцую партии главных героев во многих постановках театра, за некоторые из которых был номинирован на «Золотую Маску».

История, которая произошла со мной 17 лет назад, когда «обычный парень», не имеющий образования, попадает в труппу одного из известнейших театров России, может повториться и сегодня. Для этого нужно желание – очень сильное желание работать в этой сфере.

Это он предложил вам попробовать себя в качестве постановщика?

Да. Это была воля случая. Я получил травму и был вынужден некоторое время посидеть на больничном. Тогда Слава Самодуров, чтобы я не терял время, позвал меня вести репетиции. И вот на одной из них, во время перерыва, он говорит: «А ты не хочешь сам поставить номер?». Я был в шоке! Слава добавляет: «Я уеду на шесть дней – так что у тебя есть время подумать. Вернусь – дашь ответ». Это решение далось мне непросто: много советовался с коллегами, с теми, кто знаком с этой рутиной. К моменту возвращения Славы я был готов попробовать себя как постановщик. Первый номер оказался удачным, и это было открытием даже для меня. С тех пор я стал ставить миниатюры – по две, три, пять минут. А в прошлом году принял участие в большом проекте вместе с самим Вячеславом Самодуровым, Максимом Петровым и Константином Хлебниковым.

Расскажите о работе над нашумевшей премьерой сезона «Сказки Перро».

Это предложение поступило Максима Петрова, который сейчас является главным хореографом Урал Балета. «Сказки Перро» состоят из четырех историй: «Красную Шапочку» я поставил самостоятельно, «Мальчика-с-пальчик» – Максим Петров, «Синяя Борода» – это наша совместная работа с Максимом, а «Кот в сапогах» – постановка Константина Хлебникова. Серьезная, взрослая совместная работа получилась очень трудной, интересной, и мне очень нравится ее результат. Когда Максим выступил с таким предложением, я согласился не раздумывая – ведь это огромное доверие. Мне кажется, в России это большая редкость: выступать и танцовщиком, и постановщиком в одном спектакле.

«Синяя борода». «Сказки Перро». Фото: Иван Мохнаткин. Урал Опера Балет

И как вам работалось в столь действительно разных ролях?

Я бы сказал, что во мне будто жило два разных человека. Я пока еще не очень опытный постановщик, и какие-то вещи мне даются сложно. Ведь постановка – это не только хореография, это и множество других задач: как-то мы, например, до двух часов ночи искали нужный свет. Да и работа с хореографией «изнутри» и «снаружи» сильно отличается – ставишь номер, смотришь на него со стороны и понимаешь: нет, не то. Приходится переделывать. Смотреть на других артистов – справятся ли?

А для себя вы – строгий постановщик?

Наверное, пока не строгий, но требовательный.

Тем не менее, себе вы, как танцовщику, доверяете?

Да. Но и с ребятами я пока выстраиваю отношения так, чтобы им было хорошо и комфортно. Делюсь с ними своим опытом танцовщика, передаю свои знания и навыки. С каждым работаю индивидуально, и, если вижу, что что-то не получается, корректирую задумку. Потому что понимаю, что они чувствуют, ведь я – один из них, тот, кто самостоятельно прошел этот путь с самого начала.

Интервью: Анастасия Худякова.
Фото на обложке: Александр Меркушев в роли Зигфрида, балет «Лебединое озеро», uralopera.ru
Vsetyah

Recent Posts

Ютуб-каналы: самое интересное по версии VS

сооснователи 12 storeez ирина голомаздина и иван хохлов на интервью у алексея сухареваt.me/tg_12storeez Елена Богдановичt.me/bogdanovich_elena…

20 часов ago

Тренд на духовность: авторская колонка Анны Волковой

АННА ВОЛКОВА, КОЛУМНИСТ VS, LIFE-МЕНТОР, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

2 дня ago