Культура

В атмосфере антиуныния: интервью с Яном Кожаном

Что сегодня представляет собой Сысерть?

Ян Кожан: Она стала этаким «креативным сердцем» Свердловской области. Креативным, потому что вещи, которые происходят здесь сегодня, действительно передовые: с одной стороны, в Сысерти проводят время классные молодые ребята, хипстеры – это дизайнеры, художники, айтишники, то есть, как раз представители креативных индустрий, а с другой стороны, мы говорим о креативности как о некоем творческом подходе к развитию малого города в условиях ограниченности ресурсов. О том, как сделать его привлекательным для горожан, гостей и инвестиций, какие административные ресурсы привлечь, чтобы облагородить территорию (например, пляж, набережную, исторический центр). В этом смысле Сысерть это все наглядно демонстрирует.

Что же касается «сердца», в этом есть некий символизм. Многие уральские города зарождались по такому принципу: возводился завод, река перекрывалась плотиной, с другой стороны от производства образовывался пруд. Эта история в наших краях повторялась 250 раз – в том числе и в Сысерти. А символизм в том, что, как несколько веков город начинался с завода, так и новый виток его развития начинается с завода.  

Почему именно Сысерть была выбрана для того, чтобы стать «креативным сердцем» Свердловской области?

Я.К.: С одной стороны – это стечение обстоятельств, с другой – любые случайности неслучайны. Если говорить лично про мою историю, то был в моей жизни период, когда я много путешествовал, в основном по Европе. Меня привлекали достопримечательности, интересные места, архитектура, я отмечал для себя интересные идеи, как в городах представлены те или иные исторические сооружения, как к ним привлекают туристов. И в какой-то момент понял, что и у нас много мест, которые заслуживают внимания. Стал изучать Екатеринбург и города Свердловской области с этой точки зрения, делился с друзьями, которые в какой-то момент заразились моим энтузиазмом, решили ездить вместе со мной. Так и закрутилось: мы начали вести соцсети, популяризировать горнозаводское наследие, малые города, стали писать представителям власти, предлагать развивать бренд края, популяризировать внутренний туризм, занялись созданием концепции.

Дорога привела нас в Сысерть. Конечно, мы с командой бывали там и раньше, но в тот момент идея заводов как ключевой уральской идентичности закрепилась окончательно. Ведь, по большому счету, это самое уникальное, что мы можем предъявить миру. Давайте окунемся в историю – до Урала заводы всегда строились где-то с краю, сбоку, да и скорее даже не заводы это были, а скорее мастеровые мануфактуры, цеха средневекового формата. Да, в XVII веке были точечные исключения, но именно на Урале в XVIII веке такая модель приобрела системный характер – зародилась так называемая горнозаводская цивилизация. И Сысерть – ее яркий представитель. Мы приехали сюда пообщаться с местными властями, обсудить эту идею, и познакомились с Дмитрием Андреевичем Нисковских, на тот момент новым главой Сысертского городского округа, который активно поддержал нашу идею. Нам понравились и местные жители, например, Саша Савичев – рок-звезда краеведения, который кует новое железо в формате правильного рассказа об идентичности через интересные, захватывающие истории.

На тот момент у меня за плечами уже был некоторый бизнес-опыт, мы открывали коворкинги, пляжи, рестораны, и мне в тот момент показалось, что именно такие новые форматы использования пространств могут быть интересны и публике, и бизнесу. И, самое главное, что мы поняли, что на исторические центры или на малые города в целом можно посмотреть как-то иначе: непривычно, интересно. Так и образовалось «Агентство развития Сысерти», фактически ставшее «городским продюсером». Можно продюсировать звезду на сцене, театр, а можно целый город. Чем мы, собственно, и занимаемся.

В чем заключается такое продюсирование?

Я.К.: Это очень интересная работа, в которой мы учитываем интересы широкого круга  – и местных жителей, и людей, которые переезжают сюда на постоянной основе, и туристов, и бизнесов, которые уже существуют на территории Сысерти и хотят развиваться, и предпринимателей, которые хотят зайти в эту историю. Мы находимся в постоянном диалоге с властями разного уровня, в основном, регионального и муниципального, в меньшей степени – федерального. И мы видим, что в Сысертском округе  кроется огромный потенциал, и, если грамотно объединить усилия, правильно сонастроиться, спродюсировать и постоянно воплощать эту идею в различных проектах, то история малого города может стать довольно манкой, интересной, заметной.  

А можно на примере? Какие конкретные шаги предпринимались?

Я.К.: Идей и шагов, на самом деле, было много, сначала мы проводили стратегические сессии, предлагали инициативы и запускали тестовые проекты и, пожалуй, первой удачной попыткой стал проект «На Заводе», как я уже говорил – это символично, что «перезапуск» Сысерти начался именно с завода Турчаниновых-Соломирских, как несколько веков назад начиналась и история города.

До 2019-го года у этого места была не самая хорошая репутация, его воспринимали как городскую опасность, ходили легенды, что на территории завода разлита кислота, которая может сжечь ноги, в пруду мыли машины… Да и в историческом центре дела, в принципе, обстояли не лучше с точки зрения имиджа территории.

Первым делом появилась «путеводная звезда», о которой мы громко и открыто говорили. Мы пригласили Наринэ Тютчеву, архитектора, реставратора, основателя «Ре-школы», и организовали на заводе фактически проектную мастерскую, куда съехались студенты (и не только студенты) – архитекторы, урбанисты со всей России – мы вместе думали: а что здесь может быть вместо промышленного производства? Конечно, задали этот вопрос всем заинтересованным – властям, местным жителям, туристам, предпринимателям… Так и родилась идея восстановления цехов и перезапуска Завода как креативного кластера, реализация по предварительной оценке стоила бы два миллиарда рублей. У нас этих денег не было, и мы запустили тестовый, пилотный проект «Лето на Заводе», поп-ап, если хотите, чтобы протестировать гипотезы, запустить первую волну славы об этом месте и привлечь уже более серьезные ресурсы.

Конечно, мы думали наперед, понимая, что не заводом единым должен быть жив город, что преобразование потребует новых пространств, если сюда потянутся люди – не металлурги, а айтишники, художники, дизайнеры, предприниматели – то для этого понадобится инфраструктура. И если еще в 2018-2019 гг., глядя на малый город, ни один бизнесмен в здравом уме не стал бы вкладывать в него деньги, то сейчас, спустя пять лет, мы видим, как сюда начинают подтягиваться, например, застройщики, рестораторы и так далее.

Может ли предложенная вами модель быть растиражирована? С одной стороны, здесь четко прослеживается, что ставка сделана на уникальность территории, с другой, какие-то инструменты вполне можно унифицировать.

Я.К.: Действительно, у Сысерти есть свой уникальный путь развития, и этот город, безусловно, запал нам в душу и уже никуда оттуда не денется. Но в целом, нам видится, что вот такой «продюсерский» подход к развитию города, применение креативных и иных новаторских практик, модель со-участия вполне применимы и в других городах. Конечно, если говорить про тиражирование и франшизу в прямом понимании, как, например, это делают торговые розничные сети, то такой «грубый копипаст» абсолютно точно не сработает. Но некоторые методологические вещи вполне могут быть унифицированы и мы можем поделиться опытом, как, например, запускать пилотные проекты через вовлечение людей, чтобы эти проекты еще и демонстрировали устойчивое выживание и развитие. Когда Сысерть обрела определенную популярность на федеральном уровне, к нам стали обращаться – кто с сушками, кто с самоварами: «приезжайте и сделайте нам такой же хоровод, как у вас». Но проблема часто в том, что люди судят по отдельным, самым ярким проектам, но ведь «Лето на Заводе», «Антихрупкость» и другие проекты и их успехи – это лишь вершина айсберга, а под толщей воды как раз скрывается кропотливый и не всегда интересный и творческий труд. И потом, как это будет выглядеть? Каждый человек из нашей команды должен разорваться на две, на три части… Нет, это утопия. Нам видится, что тиражировать эту историю следует по-другому, например, через создание сети команд, находящихся на самоуправлении, через формирование экосистемы, которая позволит обмениваться опытом, но при этом в основе каждой команды будут люди на территории, понимающие их специфику, знающие историю, потребности местных жителей.  

Интересный подход. Но давайте вернемся к Сысерти и в конце нашего разговора пригласим сюда гостей. Зачем сегодня ехать «На Завод»?

Я.К.: Причин приехать сюда много. Назову три. Первая: здесь, «На Заводе», можно провести настоящее уральское лето, ощутить, насколько круто в нашем промышленном крае развиты творчество и креативность, и как гармонично это все сочетается между собой. Вторая: это доступность. Фестиваль имеет обширную открытую программу, которая позволяет за один уикэнд получить массу впечатлений. Ну и третья причина – это как раз возможность притормозить и осмотреться, вникнуть, как это работает, почувствовать атмосферу «горизонтального» проекта, в создание которого вовлечено множество людей его разделяющих, делающих свое дело с энтузиазмом, потому что им самим это надо, небезосновательно считающих проект своим. Это, на самом деле, дорогого стоит. И к нам всегда можно присоединиться и найти здесь единомышленников.

А вообще, Сысерть не ограничивается только заводом, этот город вообще – как говорит мой партнер Илья Орлов-Бунин – «дерзкий малый», и сегодня, в свои без малого 300 лет, он омолаживается душой и начинает очень бурно развиваться: это чувствуется на кончиках пальцев, и я приглашаю оценить это ощущение антиуныния, движения и насыщенной, интересной жизни. 

Интервью: Анастасия Худякова
vs-online