На днях, 12 июня, давали «Свадьбу Фигаро» – постановку, в которой действие классической оперы Моцарта перенесено в наше время, где Фигаро и граф Альмавива предстают в образах эффективных менеджеров. Есть и еще одна особенность: дирижер Иван Великанов не только «руководит» музыкантами, но и играет сам – на клавесине. Подобные решения зачастую связаны с определенными рисками, но смелость нижегородского театра в 2022-м взяла «Золотую Маску», а теперь берет города. В частности, Екатеринбург.
Наша публика любит нестандартные решения – тот же «Урал Опера Балет» периодически радует новинками, поражающими воображение. Вот и дирижер Иван Великанов, в 2017-м году прослуживший в нашем театре сезон, уверен: екатеринбургскую публику удивить не так-то просто.
«Исторический спектакль – всегда некоторая условность. Да, есть театры, которые используют в постановках исторические инструменты, что, конечно, очень трудноосуществимо. Но важнее, на мой взгляд, отношение к материалу. Как мы пытаемся с этой музыкой взаимодействовать? Как мы будем общаться? Захотим ли приблизить к романтическому репертуару, который представляет собой основу любого театра, или услышать больше самого Моцарта? Вот и получается такой необычный, сложный результат, когда на сцене зритель видит современное действие, а в яме мы стремимся в противоположную сторону – к классическому исполнению. С одной стороны, есть музыка, которую мы уважаем и пытаемся проникнуть в замысел композитора, а с другой стороны есть театр – живой, развивающийся. Если мы не будем ничего менять, а просто возьмем либретто того времени, то мы просто не поймем многих моментов. Некоторые из них безнадежно устарели, мы не увидим намеков на какие-то события или даже конкретных людей. Так что адаптация к современности есть в любой исторической постановке, это всегда некий компромисс. Здесь очень важно выдержать баланс. Получилось у нас или нет – вопрос к публике», – рассказал Иван Великанов.
Солисты Нижегородского театра оперы и балета Анастасия Джилас (Сюзанна), Светлана Ползикова (графиня) и Олег Федоненко (граф Альмавива) добавили, что для них перенос событий в современность не стал барьером.
«Мы сами поверили в то, что играли», – добавили артисты.
Сегодня и завтра в рамках «Больших гастролей» Нижегородский театр даст вполне классического «Щелкунчика», спектакль, который так любит наша публика.
«Если в случае со “Свадьбой Фигаро” мы показываем зрителю то, чего в репертуаре “Урал Опера Балет” нет, то в случае с “Щелкунчиком” даем возможность посмотреть другую интерпретацию любимой сказки», – рассказала режиссер нашего театра Надежда Столбова.
А уже в августе «Урал Опера Балет» и сам отправится на гастроли – давать «Сатьяграху» и премьеру минувшего сезона «Сказки Перро».