Культура

«Третье место» и часть культурного кода: интервью с директором парка Маяковского

Предлагаю начать с общего вопроса: что сейчас представляет собой парк Маяковского?

На протяжении девяноста лет – это центральный парк культуры и отдыха Екатеринбурга, у которого есть бренд в широком и узком смыслах слова. Это точка притяжения горожан, и, я надеюсь, своего рода место силы. Здесь проходит множество мероприятий, которые считаются частью культурного кода жителей нашего города. Например, самым посещаемым праздником из года в год становится Масленица, которая проходит при полном аншлаге и собирает 70 тысяч человек в день. Гости приходят, потому что «так надо» – это уже городская традиция: сесть на трамвай и доехать до парка, чтобы принять участие в гуляниях, посмотреть, как сжигают чучело. Это только один из примеров. Вот и получается, что парк Маяковского – это не просто аттракционы, лес или фуд-корнеры, это некий сценарий поведения, культурный сгусток, место, где мы проводим выходные, свободное время. Пространство, куда мы приходим просто потому, что так принято. Можно сказать, «третье место».

Парк очень сильно и заметно развивается. Что поменялось за последнее время?

Действительно, мы ведем постоянную работу по благоустройству парка – улучшению инфраструктуры, облагораживанию территории, обновлению дорожек, лавочек и так далее. Жители привыкли, что мы постоянно радуем их новинками: недавно у нас появился Летний театр, обновилась детская площадка. В этом году мы решили сосредоточиться в большей степени на внутренних изменениях, на успешном обслуживании уже созданной инфраструктуры. Из нововведений: со стороны Базового переулка запустилась спортивная площадка, и это – отдельная гордость, пример взаимодействия общественного пространства и аудитории. Речь идет о тех, кто поддерживает себя в форме: десятки лет спортсмены занимались в лесу парка Маяковского, используя в качестве инвентаря подручные средства. В течение двух лет мы вместе с ними придумывали, как обустроить не просто площадку, а полноценный «спортзал» под открытым небом, при этом в точном соответствии с нашей «религией» сохранения зеленых насаждений и использования экологичных материалов.  

Обсудим сезонную историю? Летний театр в парке Маяковского набирает обороты, на текущий сезон запланировано множество концертов как локальных звезд, так и федеральных.

Да, действительно, в этом году, мне кажется, мы потратили несколько больше ресурсов на работу с Летним театром, чем в прошлом и позапрошлом годах. Мы начинали очень аккуратно, все-таки, управлять парком и управлять театром, концертной площадкой – несколько разные вещи, учитывая еще тот факт, что театр находится на самоокупаемости. Продюсирование, гонорары артистам, перелеты, технические райдеры – расходы получаются немаленькие, да и некоторые процессы приходится постигать на месте. Тем не менее, мне кажется, что в этом году программа у нас получилась более сбалансированная, интересная, насыщенная. В афише – громкие имена: Валерий Сюткин, Евгений Маргулис, Олег Митяев, Дельфин, Женя Трофимов и «Комната культуры», Ромарио, Стас Ярушин, Борис Березовский и другие. Но самое главное, что мы все больше и больше вкладываемся в смыслы, в мероприятия, которые показывают: парк Маяковского – это не только и не столько лавочки, асфальт и освещение, сколько культурная институция, ведь даже в названии на первом месте стоит культура и только потом – отдых. И мы сделали определенный шаг вперед в этом направлении.

Вы сказали, что программа этого года будет более сбалансированной. Как достигается этот баланс? На основе чего вы принимаете решения?

Мы стараемся сбалансировать программу таким образом, чтобы у наших посетителей была возможность увидеть как приглашенных артистов, так и наши местные театры и коллективы, которые могут совсем иначе звучать среди деревьев. Это, например, Урал Опера Балет, Театр музкомедии, Театр кукол, «Провинциальные танцы» и многие другие культурные столпы Екатеринбурга, которые имеют свой дом, но в какой-то момент могут пообщаться со своей аудиторией, с посетителями парка в новых декорациях. Это первая составляющая.

Вторая составляющая того, как формируется репертуар, основывается на том, что мы стараемся создать некую «добавленную стоимость» в культуре. Нередко коммерческие проекты стремятся меньше потратить и больше выручить, мы же действуем иначе: в том числе ищем недешевые коллективы, которые умеют петь, танцевать, играть на различных инструментах на высоком профессиональном уровне, коллективы, у которых есть бэкграунд в виде хорошего образования и опыта.

Третья составляющая касается разнообразия: мы стремимся создавать слоты для разной аудитории – детские мероприятия, вокальные, эстрадные, джазовые… И мы, конечно все еще нащупываем какие-то новые грани, которые помогут раскрыть все прелести Летнего театра – то есть, этот процесс еще не завершен, но сделано уже многое.

Чем вы особенно гордитесь?

Я люблю говорить об этом: мы очень гордимся тем, что впервые в истории парка Летний театр стал местом, где «Провинциальные танцы» показывают свои постановки. Титулованный театр всегда предъявлял высокие требования к площадке, и раньше они отказывались выступать у нас, объясняя это тем, что в парке Маяковского нет их аудитории. Я очень горжусь, что теперь она у них тут есть, и в репертуаре Летнего театра есть такие спектакли.

Добавлю, что процесс составления и согласования афиши происходит постоянно. Мы уже занимаемся в том числе проработкой репертуара следующего года. И очень хотим, чтобы наши жители имели возможность увидеть выступления культурных институций других регионов. Сейчас, например, мы ведем переговоры с прославленным Пермским Театром оперы и балета, чтобы они включили Летний театр в свой гастрольный график в следующем сезоне. Предел наших мечтаний – пригласить Теодора Курентзиса с частью его программы Дягилевского фестиваля, который он проводит в Перми. Пока, к сожалению, не получается, но мы работаем в этом направлении – все впереди.   

Летний театр, особенно на Урале, еще и очень рискованная идея: многое зависит от погоды. Есть возможность предусмотреть такие моменты? В прошлом году, помню, были отмены.

Отмены действительно были, но они происходили в редких случаях, в самых экстремальных. Но у нас проходили мероприятия и под дождем, и даже не под накрапывающим – помню концерт вокального мужского квартета «Кватро». Было прекрасно: концерт на природе имеет свои нюансы – в зале невозможно прочувствовать эту атмосферу, когда лирические композиции играют в декорациях дождя…

При этом, нам важно, чтобы людям было комфортно: мы бесплатно выдаем дождевики, непромокаемые сидения. И, в конечном счете, все, что касается пения птиц, запаха леса и остального, ради чего, собственно говоря, создается концепция Летнего театра, мне кажется, должно учитывать в том числе и непогоду: ветер, зной, дождь и даже внезапно сработавшую сигнализацию автомобиля – была такая история на первом концерте Мацуева и Гергиева. Виртуозы на сцене, они играют Рахманинова – и в этот момент у кого-то на парковке сработала сигналка, завопила: я аж похолодел. Но даже в таких нюансах есть свой смысл – это, конечно, не значит, что надо специально пинать колеса авто, но в подобной непредсказуемости тоже есть своя атмосфера.

Недавно в СМИ прошла информация о том, что здание бывшего клуба Gold также может снова стать частью парка Маяковского. Расскажите подробности.

Это правда, такие переговоры ведутся. Скажу больше: как только мы вообще «ступили на эту землю» и осмотрелись вокруг, поняли, на какие объекты в будущем стоит сделать ставку. Сразу бросились в глаза Летний театр, который долгое время стоял заброшенным, и здание бывшего клуба Gold. Каждая из этих институций была в свое время утрачена и никак не эксплуатировалась. Летний театр теперь снова работает и радует гостей, пришла очередь клуба. На самом деле, здание входит в архитектурный ансамбль главной арки парка – оно было спроектировано и впоследствии сконструировано вместе с ней. Так что «присоединение» здания к парку Маяковского подобно его возвращению в родную гавань. Так что в ближайшем будущем у нас станет еще одной культурной институцией больше – не менее интересной, чем Летний театр.

А что планируете разместить в этом здании?

Как нам видится, здание может стать новым пространством екатеринбургского Дома Музыки, где смогут репетировать и выступать камерный оркестр B-A-C-H и хор «Доместик». Также и парк Маяковского будет проводить там различные мероприятия, лекции и концерты – вне зависимости от сезона.

Обсудим сезонную историю? Летний театр в парке Маяковского набирает обороты, на текущий сезон запланировано множество концертов как локальных звезд, так и федеральных.

Да, действительно, в этом году, мне кажется, мы потратили несколько больше ресурсов на работу с Летним театром, чем в прошлом и позапрошлом годах. Мы начинали очень аккуратно, все-таки, управлять парком и управлять театром, концертной площадкой – несколько разные вещи, учитывая еще тот факт, что театр находится на самоокупаемости. Продюсирование, гонорары артистам, перелеты, технические райдеры – расходы получаются немаленькие, да и некоторые процессы приходится постигать на месте. Тем не менее, мне кажется, что в этом году программа у нас получилась более сбалансированная, интересная, насыщенная. В афише – громкие имена: Валерий Сюткин, Евгений Маргулис, Олег Митяев, Дельфин, Женя Трофимов и «Комната культуры», Ромарио, Стас Ярушин, Борис Березовский и другие. Но самое главное, что мы все больше и больше вкладываемся в смыслы, в мероприятия, которые показывают: парк Маяковского – это не только и не столько лавочки, асфальт и освещение, сколько культурная институция, ведь даже в названии на первом месте стоит культура и только потом – отдых. И мы сделали определенный шаг вперед в этом направлении.

Вы сказали, что программа этого года будет более сбалансированной. Как достигается этот баланс? На основе чего вы принимаете решения?

Мы стараемся сбалансировать программу таким образом, чтобы у наших посетителей была возможность увидеть как приглашенных артистов, так и наши местные театры и коллективы, которые могут совсем иначе звучать среди деревьев. Это, например, Урал Опера Балет, Театр музкомедии, Театр кукол, «Провинциальные танцы» и многие другие культурные столпы Екатеринбурга, которые имеют свой дом, но в какой-то момент могут пообщаться со своей аудиторией, с посетителями парка в новых декорациях. Это первая составляющая.

Вторая составляющая того, как формируется репертуар, основывается на том, что мы стараемся создать некую «добавленную стоимость» в культуре. Нередко коммерческие проекты стремятся меньше потратить и больше выручить, мы же действуем иначе: в том числе ищем недешевые коллективы, которые умеют петь, танцевать, играть на различных инструментах на высоком профессиональном уровне, коллективы, у которых есть бэкграунд в виде хорошего образования и опыта.

Третья составляющая касается разнообразия: мы стремимся создавать слоты для разной аудитории – детские мероприятия, вокальные, эстрадные, джазовые… И мы, конечно все еще нащупываем какие-то новые грани, которые помогут раскрыть все прелести Летнего театра – то есть, этот процесс еще не завершен, но сделано уже многое.

Интервью: Анастасия Худякова, фото: архивы пресс-службы, Алена Гуреева, театр.ецпкио.рф
vs-online

Recent Posts

Трудоустройство подростка: колонка Екатерины Ворониной

Екатерина Воронина, основатель HR-агентства HRV

2 недели ago

Первые фестивали лета

chitay.ekmob.ru t.me/dvizheniefestival t.me/park_mayakovskogo kolyada-theatre.ru t.me/admarginem Фото: павел Пушмин, vk.com/everjazz beta.sgaf.ru Фото: мария уманова, vk.com/uralmusicnight

3 недели ago

Лабубу и ягоды: гастродайджест жаркой недели

десерт из «Мечтателей», фото: t.me/GourmetClubEkb тарталетки от Muru фото: соцсети ресторана carbonara t.me/samocvetbar

3 недели ago

Афиша VS: куда сходить с 30 мая по 1 июня

kinopoisk.ru t.me/bolshoymee lumisfera.show t.me/mk_pyshma

3 недели ago