Недавно я пережила глубокое переосмысление своего принципа потребления. Этому предшествовало яркое желание «разобраться» в себе и своем пространстве – из-за серьезных изменений в жизни. Просто в какой-то момент останавливаешься, смотришь вокруг и думаешь: зачем мне столько вещей? Как так получилось, что они накопились в огромных количествах? Речь идет не только о гардеробе, но и о тех бесчисленных предметах, которые постоянно покупаются и накапливаются в каждом доме.
Я родилась в конце 70-х и период перехода из Советского Союза в Россию происходил буквально «у меня на глазах». Думаю, что многие, кто старше 35-ти, хорошо помнят период 90-х годов, когда жизнь стремительно и кардинально менялась. Когда из периода товарного дефицита происходил переход в «капитализм»: появились новые товары, новые услуги и, как итог, совершенно новые стандарты качества жизни.
Дефицит и ограничения советского времени – это проявление системы выживания, которая была единственно возможной для людей, прошедших ВОВ и строивших заново свою жизнь. Важно отметить, что у нескольких поколений генетически сформировалось мышление «дефицитами», что можно увидеть на примере поговорок и идиом. Также советская система оставила глубокий отпечаток в сознании людей, что абсолютным приоритетом является преобладание интересов общества над интересами индивидуума. Это не хорошо и не плохо, это просто «программа», которая будет вести миллионы людей в определенные паттерны бессознательного поведения.
90-е годы были подобно взрыву для той системы общества, которая тогда преобладала. В эти годы разжалась пружина, которая десятилетиями сжималась под действием «системы выживания». Это кардинально отразилось на принципе потребления людей. У многих появились новые финансовые возможности, у единиц появились беспрецедентные деньги. Психология человека такова, что после периода дефицита, ограничений, нужды, он при первой же возможности будет восполнять эти пустоты.
Поэтому последующие 20 лет – это годы неуемной жажды богатства и роскоши. Это было видно по всем сегментам рынка: красивые машины, брендовая одежда, шикарные рестораны, дорогие часы, загородная недвижимость, дорогостоящие ремонты, яркие путешествия. Это период «показного богатства»: все должно быть самым лучшим! «Референсами» для этого отлично сработали картинки «красивой жизни», которые мы видели в фильмах, журналах, рекламе, путешествиях. В Россию «пришли» все мировые бренды премиального и люксового сегмента. И спрос на них был крайне высоким.
Только с середины второго десятилетия XXI века в России начал появляться тренд на разумное потребление. Медленно и очень постепенно, но он стал вытеснять парадигму «показной роскоши». Интересно было наблюдать, как менялся подход, например, к стилю в одежде. Я много лет работала в fashion-индустрии и хорошо помню, как клиенты стали менять свой стиль и принцип покупок. Стало трендовым сочетать люксовые бренды с изделиями из масс-маркета. А моветоном – когда на одежде очень крупно и обильно расположены логотипы бренда. Качественные вещи премиальных марок стали дольше «жить» в гардеробах, появилась услуга по их ремонту и восстановлению. Отдельное развитие получило направление «винтаж».
Особенно хочу подчеркнуть, что в это время постепенно происходит переход к ключевой идее нашего времени – каждый человек уникален, важен для мира и может проявлять себя аутентично своему восприятию мира. То есть из жестко-коллективного сознания произошел переход в другой уровень осознанности у очень многих людей. Это абсолютная и самая мощная тенденция многих предстоящих десятилетий.
В период с 2010-х более активно звучит понятие «устойчивое потребление» (eng: sustainable or responsible consumption). Если коротко, то устойчивое или разумное потребление – это использование продуктов и услуг способами, которые минимизируют негативное влияние на ресурсы планеты. Меня же интересует применение этого принципа в повседневной жизни. Для себя я сформулировала следующие идеи, которые реализую в жизни:
– пересмотр того, что накопилось. Разобрать гардероб (создав «стилевые капсулы»), отдать ненужное (не носимое) в социальную помощь или реализовать через специальные платформы, таким образом дав вещам вторую жизнь. Перебрать косметику и оставить только то, чем я пользуюсь. Вообще критически подойти ко всем скоплениям вещей и расчистить свое пространство. Это очень облегчает состояние и добавляет ресурса.
– умеренность в ежедневном потреблении. Пересмотреть свои привычки: заказывать в ресторане столько, сколько я действительно хочу съесть; не закупаться спонтанно, а прежде четко сформулировать, что мне реально нужно; не покупать бесконечно пакеты в супермаркетах; выключать воду, пока я чищу зубы (даже это небольшое действие дает реальную экономию воды в масштабах города). Список можно развивать.
– забота о пространстве вокруг меня. По возможности выбрасывать мусор раздельно для дальнейшей переработки. Поучаствовать в весеннем субботнике. Не использовать бумажные полотенца.
– выбор более экологичных производителей. Обращать внимание на этикетки. Отдавать предпочтение тем компаниям, кто следует принципам ответственного производства.
Суть всех этих действий в том, чтобы добавить осознанности в повседневную жизнь. Каждый найдет для себя рабочие решения по оптимизации своего потребления. В качестве мотивации представьте себе, что горизонт вашей жизни не 80 – 100 лет, а лет 500. И все действия сегодня в части использования ресурсов планеты будут иметь последствия в ближайшие 20 – 30 лет. Такое смещение фокуса заставляет задуматься о самых простых вещах, которые каждый может сделать уже сейчас. Все хотят жить в изобильном и процветающем мире. Так давайте начнем это изобилие создавать сейчас сами.
Наш бесконечно прекрасный мир всегда дает человеку возможность выбора: осознавать и управлять своей жизнью или «плыть по течению» и позволять другим использовать своей ресурс.
Выбор за вами.
Почитайте другие материалы Анны Волковой: например, об эстетике повседневности и мышлении anti-age.