Сказки со счастливым концом про то, как в один миг перейти «из грязи в князи» так плотно проникли в нашу культуру, что начинаешь верить в них. Эта модель транслируется уже давно: от стандартной диснеевской «Золушки» до «Красотки» с Джулией Робертс. Правда, в какой-то момент возникает вопрос: а было ли в конце этих историй заветное «и жили они долго и счастливо»? На этот вопрос отвечает Шон Бейкер в своем новом хите «Анора».
Под тонну блесток и танцевальную музыку стриптизерша Эни (Майки Мэдисон) знакомится с Иваном (Марк Эдельштейн), сыном крайне богатых родителей. И тут ее жизнь сразу превращается в сказку, молодой человек одаривает девушку деньгами и бесконечным весельем, а через короткий срок после знакомства сразу же делает предложение. И хотя всем понятно, что в корне этих отношений лежит не любовь до скончания веков, а чистая выгода двух сторон, Эни выбирает поверить в свою сказку. Она уверена, что женится Ваня на ней не из-за временной страсти и желания получить грин-карту, а по чистой любви. Но вот после росписи в Лас-Вегасе к новобрачным врываются наемники родителей Ивана. Сам принц в страхе сбегает, оставляя свою женушку в лапах достаточно комичного дуэта армян и брутального Игоря (Юра Борисов) с добрым сердцем.
В этот момент будто сама динамика фильма меняется: из мелодраматичной сказки по типу вышеупомянутой «Красотки» он превращается в комедию положений, когда наша героиня отправляется на поиски сбежавшего мужа по не самой привлекательной стороне Америки. В том числе и время замедляется: сначала дни летят стремительно во время романтической истории Эни и Вани, а потом вся вторая половина фильма разворачивается буквально на протяжение одной ночи. Визуальному блеску богатой жизни пришли на смену тусклые оттенки придорожных кафе. И такой переброс динамики нельзя назвать плюсом, потому что во время просмотра вторая часть кажется весьма затянутой.
Бейкер в своей новой работе показывает классовое неравенство и в какой-то степени несовместимость двух миров. За невероятным богатством Ивана скрыт характер обычного ребенка, воспринимающего все лишь как игру, которую подхватывает и Эни. Это объясняет, почему молодой человек почти все время появляется с джойстиком в руке. В итоге, в первой половине фильма на экране не персонажи, а их маски, которым они пытаются соответствовать. Отсюда можно увидеть и критику автора «сладкой жизни», где не осталось места для искренности и естественности. Об эту суровую реальность разбиваются розовые очки девушки, столкнувшейся с миром богатых людей. В нем она встретила лишь детей в теле взрослых, живущих благодаря деньгам инфантильно, и хладнокровных «сильных мира сего».
Центр ленты – трансформация героини и не только ее разочарование в иллюзиях, но и принятие себя. Сначала Эни старается максимально соответствовать своему образу красивой куклы, представая перед зрителем все время практически оголенной физически, но закрытой внутри. Но после кульминационных событий она смывает с себя свой грим и закутывается в шубу, превращаясь в Анору – это ее настоящее имя. Майки Мэдисон блестяще отыгрывает принятие идентичности своей героини. И особенно гармонично с ней смотрятся ее партнеры, прекрасно справившиеся со своими ролями. Неугомонный Марк Эдельштейн и молчаливый Юра Борисов по-разному раскрывают грани личности Аноры.
Фильмы Шона Бейкера обладают удивительной особенностью: при всей максимальной драматичности, они оставляют после себя надежду на что-то лучшее и светлое в конце. Помимо весьма печального финала, в картине очень много юмора, особенно в моменты переходов на разные языки. Вообще, языковая игра в виде смеси английского-русского-армянского сделана крайне любопытно. Поэтому лучше всего по возможности посмотреть эту ленту в оригинале, так как именно использование различных языков придает картине особую энергию. Возможно, победа «Аноры» на одном из главных мировых кинофестивалей завысила ожидания от фильма. Но если абстрагироваться от всей шумихи и не ждать от фильма чего-то грандиозного, то он точно может доставить удовольствие. Во всяком случае, у многих зрителей «Анора» вызовет отклик в сердцах, хотя бы с помощью очаровательного взгляда Юры Борисова.