Микки снова семнадцать, а точнее он все еще семнадцатый. И он должен умереть. С этого факта зритель знакомится с героем Роберта Паттинсона в сай-фай блокбастере «Микки-17», вышедшем все же на большие экраны после затянувшегося производства. Но интерес к фильму был подогрет не только благодаря звезде «Сумерек» на ведущей роли, но и человеку, стоящему у руля проекта. Речь идет о южнокорейском режиссере Поне Джун-хо, прославившемся на весь мир благодаря своему оскароносному хиту «Паразиты». Новая лента уже признанного мастера вышла через шесть лет после его триумфальной картины, но теперь – с крупным бюджетом и настоящим голливудским размахом.
А кто же такой этот Микки? Обычный неудачник, влезший на Земле в долги к крайне опасным преступникам и не нашедший ничего лучшего, чем просто сбежать с планеты. Для побега многого не надо: поставить подпись в контракте – и ты уже на космическом корабле. Вот только молодой человек не прочитал, что же было написано в этих бумагах. Теперь наш герой – расходник, или точнее подопытная крыса, на которой ставят различные опыты, приводящие к летальному исходу. При этом парень получает в какой-то степени бессмертие, ведь после каждой гибели его буквально печатают заново на биопринтере. Микки проживает уже семнадцатую жизнь, морально готовясь к очередной своей кончине. Но это число оказалось счастливым, а смерть решает прийти к герою позже. Своим выживанием парень запускает цепь захватывающих событий, которые кардинально меняют не только жизни окружающих его людей, но и цель всей космической экспедиции. Правда далеко не все рады тому, что семнадцатый остался в живых, особенно это коснулось недавно напечатанного Микки-18.
Режиссер Пон Джун-хо известен в первую очередь благодаря тому, как он оригинально пересобирает привычные жанровые конструкции в новую причудливую форму, добавляя к ним социальный контекст. «Микки-17» тоже не обошелся без сатиры на современную политическую обстановку и критики системы, в которой жизнь человека приравнена к расходному материалу. Как и в «Паразитах», автор визуально подчеркивает классовое неравенство с помощью визуальных метафор, вновь огромную роль в его фильмах играет образ лестниц. Но в новой картине Пон Джун-хо активно использует гротеск и абсурд по отношению к «сильным мира сего», что превращает их не в персонажей, а, скорее, в ожившие карикатуры. Правда, в итоге вместо едкой сатиры вышла скорее неуклюжая пародия.
Одна из главных проблем фильма заключается как раз в эклектичности, связанной как с сюжетом, так и с общим настроением картины. Лента начинается с предыстории Микки, задающей тон черной комедии – благодаря показу различных трагичных и местами абсурдных смертей главного героя. Но как только парень случайно выживает, сюжет развивается столь динамично, что постепенно распадается на смысловые части, которые не складываются в единую картину. Помимо политической сатиры и показа пагубной силы власти, в фильме затронуты популярные тропы из научной фантастики, подстегивающие на дальнейшие философские размышления о природе человеческой души и взаимоотношениях с техническим прогрессом. Вместо единства и плавного переключения между смысловыми пластами, заложенными в ленте, вышло скорее разделение по блокам, сменяющимся между собой резко и даже грубо. К этому всему добавляется и экологический подтекст: люди вторгаются на планету, населенную своими обитателями – монстрами-жутиками, больше похожими на мокриц. Вместо попытки наладить контакт с существами, которые оказались вполне себе дружелюбными, человек выступает в роли жестокого колонизатора, тяготеющего к уничтожению.
По идее, связующим звеном между всеми темами фильма должен был оказаться несчастный Микки, но даже двух Робертов Паттинсонов недостаточно, чтобы сшить воедино все происходящее. Хотя актер по-разному отыгрывает реинкарнации героя (точнее, последние две, так как предыдущим воплощениям уделено крайне мало экранного времени, а о каких-то зритель узнает лишь со слов других персонажей). Семнадцатый вышел меланхоличным, но при этом крайне человечным с жалостливыми нотками, в то время как восемнадцатый – бунтарь и революционер, которому не чужда жестокость. Таким образом, они – две грани одной личности или, точнее, расколотой психики главного героя. Микки-17 испытывает сложный экзистенциальный кризис, как раз задаваясь вопросом: «А человек ли я?». В метафорическом плане развитие взаимоотношений между двумя копиями как борьбы разных граней личности внутри одного человека кажется даже красивым.
Итогом такого противостояния становится то, что Микки осознает себя как цельную личность. И, видимо, сама конструкция фильма, состоящая из таких разнородных элементов, тоже должна была собраться в единое целое, но произошло обратное. Самое печальное, что тут и вправду затрагиваются сложные и интересные темы, но они не получают какого-то дальнейшего развития и сводятся к напоминанию базовых человеческих ценностей и гуманистической морали. Новый фильм южнокорейского режиссера при этом может захватить своей визуальной стороной и даже внезапно очаровательными монстриками, но при этом оставляет после себя крайне неоднозначное впечатление. Зато фильм напоминает важную истину: всегда читайте документы, которые подписываете.
портрет Е. П. Носовой в платье мастерской Надежды Ламановой щелкунчик.екатеринбург.рф kinopoisk.ru
Библия, 1956 и 1960 годыЛитографии из серий «Библейское Послание» и «Рисунки к Библии» «Мертвые души»,…
Екатерина Воронина, основатель HR-агентства HRV
Андрей Бурков, Михаил Аракелов и Сергей Мирошников валентина алексеева