Бизнес

Сезон стратегических сессий: колонка HR-партнера бизнеса

В быстро меняющейся бизнес-среде компании вынуждены постоянно адаптироваться к реалиям и искать новые возможности. Один из наиболее эффективных инструментов для этого – стратегическая сессия. Она позволяет выстроить ясное видение будущего, определить ключевые приоритеты и организовать согласованность внутри команды.

Как HR-партнер бизнеса и предприниматель, я могу сказать, что отсутствие регулярных стратегических сессий может привести к размытию целей, низкой эффективности и, в конечном счете, к упущенной выгоде. Рассмотрим, почему стратегические сессии так важны, и как их правильно проводить. 

Стратегическое планирование позволяет определить цели на определенный период времени, которые реально можно достичь. Оно не только помогает сформировать четкое направление для компании, но и мотивирует команду. Когда все понимают, куда и зачем мы идем, это вдохновляет на достижение поставленных задач. 

Я спросила у трех предпринимателей из разных ниш, почему стратегическая сессия важна и вот какие ответы получила.

«Для эффективной модели работы стратегические задачи должны обсуждаться не реже, чем раз в две недели. В рамках кварталов или полугодия допускается корректировка», – комментирует Екатерина Никулина, генеральный директор компании по производству выставочных стендов STL EXPO.
«Стратегическая сессия важна, так как результаты достигаются не лидером или несколькими топ-менеджерами, а всей командой целиком. Каждый вносит свой вклад. Важно, чтобы люди понимали цель компании на год и каждый видел, какой вклад вносит своей работой лично он. Мы проводим трекинг стратсессий ежемесячно. Для меня сессия считается эффективной, когда каждый ее участник понял цель компании и как конкретно он на нее влияет. В процессе года мы делаем корректировки как в большую, так и в меньшую сторону», – рассказывает Дмитрий Баканев, основатель компании по е-com торговле ортопедическими товарами «Иннорто».
«Мы проводим стратегическую сессию в январе уже пять лет и всегда готовим предварительный анализ показателей прошлого периода: что сделали, каких успехов достигли. Презентацию готовит представитель каждого отделения. Мы ставим цели на год в финансовых показателях, расписываем воронки. Ставим три вида годовых целей: максимальную, среднюю и минимальную. Каждое отделение составляет на основе годовой цели программы развития, назначает ответственных за реализацию программы. Ежеквартально мы проводим тактические сессии, чтобы оценивать прогресс движения по стратегии. Стратегические и тактические сессии – всегда выездные, это позволяет выйти из привычных рамок и рабочей атмосферы. Цели достигаются довольно точно, но не каждую программу развития мы реализуем полностью. В следующем году мы планируем чаще встречаться с ответственными, чтобы влиять на прогресс и оперативнее принимать решения», – делится Марат Валеев, совладелец компании по ландшафтному строительству «Орсис».

Итак, какие выводы можно сделать. 

Фокус на долгосрочной перспективе

Рутина ежедневной операционной деятельности часто затмевает необходимость думать о будущем. Стратегическая сессия – это возможность выйти из «операционного тумана» и взглянуть на бизнес «с высоты». Она помогает руководителям и команде увидеть общую картину, выявить тренды и определить стратегические цели на несколько лет вперед.

Единое видение

Стратегическая сессия помогает сформировать общий вектор и добиться единства в восприятии приоритетов. Это особенно важно для компаний, которые растут или проходят этап трансформации.

Выявление рисков и возможностей

Сессия позволяет не только определить сильные и слабые стороны бизнеса, но и заглянуть за горизонты текущих задач. Анализ внешней среды, конкурентов и трендов рынка помогает выявить риски и новые возможности, которые могут повлиять на компанию.

Усиление командной работы

Совместная работа над стратегией улучшает коммуникацию, укрепляет доверие и мотивирует команду. Сотрудники чувствуют свою сопричастность и значимость, что положительно влияет на их продуктивность.

Существует несколько методологий проведения сессии, но все же у них есть ключевые точки соприкосновения. Расскажу о них подробнее. 

  1. Цель сессии

Важно понимать, для чего мы собираем людей: исправить процесс, продумать клиентский путь или определиться с генеральной целью на год, три или пять лет? Нужна нам подробная дорожная карта или достаточно целей на год и первый квартал? А, возможно, хочется просто вдохновиться, пофантазировать, выйти за рамки привычного? 

  1. Подготовка данных

Решения на стратегической сессии должны основываться на фактах. Важно заранее подготовить аналитические данные: показатели компании, отчеты о рынке, тренды отрасли и другую релевантную информацию. 

  1. Внешний модератор

Для успешного проведения сессии наймите опытного модератора, который сможет управлять дискуссией, обеспечивать равное участие всех членов команды и предотвращать уход от темы или субъективное отношение. 

  1. Инструменты и методики

Инструменты подбираются под цели сессии. Из наиболее популярных: SWOT-анализ, PESTLE-анализ, матрица BCG, дизайн-мышление и другие. 

  1. Итоговый документ

Это может быть конкретный план действий с четкими дедлайнами, ответственными и метриками успеха. А может быть прописанный путь клиента или только цели. 

  1. Трекинг движения по стратегии

Священный пункт, который некоторые упускают. Можно потрясающе провести сессию, но не двигаться по намеченному плану и не контролировать движение. А в конце года разочароваться, что «стратсессии не работают». Идеально работать с внешним трекером или модератором, чтобы, опять же, исключить субъективизм. 

В заключение стоит сказать, что декабрь и январь – идеальное время для годового стратегического планирования. Учитывайте рекомендации, и ваши планы будут осуществляться, а при необходимости – своевременно корректироваться.

vs-online