Режиссер ушел из жизни 13 сентября в возрасте 91 года – весь мир сегодня вспоминает его фильмы и бунтарский дух, сделавший его легендой.
История фильмов новой французской волны и его режиссеров, включая Годара, начинается в эпоху интереса к самой природе кино. Рассуждения о ней звучали в кинематографических обществах, которые стали набирать популярность в начале 1950-х в Париже. В одном из таких мест можно было встретить Франсуа Трюффо, Клода Шаброля, Жака Риветта, Эрика Ромера и самого Годара. Кинокритики буквально на частицы разбирали киноискусство, которое считали важным способом и инструментом самовыражения. Со временем Жан-Люк Годар рассказывал, что процесс этот вел к разочарованию и отказу от следования существующим устоям.
Своей первой режиссерской работой – фильмом «На последнем дыхании» (1960) – он облек протест в конкретную форму, нарушив привычные традиции съемки. Фильм, рассказывающий нам историю самовлюбленного циника и преступника Мишеля (Жан-Поль Бельмондо) и его отношений с продавщицей газет Патрицей (Джин Сиберг), снят на крошечный бюджет, однако – как: здесь в полной мере раскрылись таланты Годара.
Начиная с сюжетной линии, которая наполнена узнаваемыми отсылками к литературным произведениям и штампами американских фильмов, и заканчивая методом съемки с использованием ручной камеры – все предрекало Годару статус революционера мира кино. Долгие непрерывные сцены, «прыгающий монтаж», главный герой, который не стремится стать лучше и «живет опасно до самого конца» выглядели для зрителя не просто непривычно, а возмутительно ново.
Так, наряду с другими картинами, режиссер дал жизнь «новой волне» французского кинематографа. В следующих своих картинах Годар продолжил исследовать мысли и ощущения поколения, живущего в период социальных и экономических перемен. Бунтарская молодежь не только искала себя, но и активно принимала участие в исторических событиях (как и сам режиссер).
«Жить своей жизнью» (1962) – о парижанке, вынужденной стать проституткой, продолжает эксперименты режиссера, добавляя к «прыгающему монтажу» новые стилистические находки – фильм снят как документальный. В «Альфавиле» (1965) Годар смешивает нуар с фантастикой, перенося сюжет в будущее.
«Презрение» (1963) показывает изнанку кинопроизводства и критикует индустрию, при этом оставаясь яркой романтической драмой. В «Банде аутсайдеров», о троице молодых людей, появляется новый режиссерский эксперимент «минута тишины», когда все звуки в кадре и за ним исчезают. Знаменитая сцена фильма – пробежка по Лувру – стала классической и была повторена во многих фильмах.
В «Мужском-женском» (1966) Годар показал портрет молодежи 1960-х на примере героев, которые любят друг друга несмотря на разные политические взгляды. Стоит вспомнить и «Китаянку» (1967) – одна из последних работ в игровом жанре, своеобразный пересказ «Бесов» Федора Достоевского, история о студентах, решивших свергнуть русского императора. Здесь добавляется цветопись – и тоже много политических споров, которые приправлены иронией.
Одним этим списком работ Жан-Люк Годар внес в кинематоргаф не только новизну, но и разнообразил его приемы. Режиссерские эксперименты Годара продолжились и после, каждый период своего творчества он продолжал исследовать новые средства художественной выразительности, появившиеся с развитием технологий, однако темы оставались все такими же острыми – социальными и политическими.
Вклад Годара в кинематограф был отмечен «Оскаром» в 2011-м году. Одной из последних его работ стал экспериментальный фильм о любовном треугольнике «Прощай, речь» (2014), который мы запомним как еще одну «революцию» – и здесь режиссер отходит от стандартов съемок 3D-фильмов.
Жан-Люк Годар ушел из жизни 13 сентября 2022 года в швейцарском городке Роль на Женевском озере. По сообщению родных, данное решение он принял сам. Рядом с режиссером в момент его смерти была жена Анн-Мари Мьевиль.
Фото: Кинопоиск