Насколько сегодня важна психологическая подготовка ребенка к школе?
Начну с того, что в целом под «готовностью ребенка к школе» мы подразумеваем определенный набор умений и навыков, которые помогают ему добиться успеха – в учебе, в общении со сверстниками и педагогами, в развитии. Есть три составляющих этой готовности: физиологическая, психологическая и педагогическая. Если ранжировать эти составные части, то на первом месте будет, безусловно, физиологическая готовность: это основа. Ребенок должен уметь сидеть, правильно держать спину. Должны быть достаточно развиты руки, чтобы школьник, например, не сильно сжимал карандаш, потому что гипернажим вызывает переутомление. Важно, чтобы все хронические заболевания были пролечены, потому что на фоне стресса, когда в школе начинается обучение, они могут обостриться. Родители в любом случае уделяют этим вопросам внимание. А вот на втором месте должна стоять психологическая готовность и только потом – педагогическая: умение читать, писать и считать. У нас же часто случается наоборот. Хотя, если с психологической готовностью все будет в порядке, то педагогическая подтянется сама собой.
А в чем заключается психологическая готовность?
Во-первых, это коммуникативные навыки. Ребенок должен уметь общаться: взаимодействовать с другими детьми, уметь с ними договариваться, просить помощи у сверстников и учителя, соблюдать правила. Во-вторых, это уверенность и самооценка. Они вообще залог любого успеха – не только у детей, но и у взрослых. Если же говорить про школьников, то для них это мотивация для того, чтобы вообще начать что-то делать. Были в моей практике случаи, когда ребенок отказывался даже пробовать что-то новое, так как заранее был уверен, что у него ничего не получится. Это – явный признак неуверенности. Ведь когда ребенок уверен в себе, он, даже если у него что-то не получается, будет пробовать снова и снова.
Как происходит психологическая подготовка ребенка к школе?
В «УГМК-Здоровье» я веду несколько авторских курсов. Есть экспресс-курс для будущих первоклашек, он проходит в августе и создан для того, чтобы настроить ребенка непосредственно перед 1 сентября. А есть развернутый курс «Скоро в школу», который длится девять месяцев. На занятиях с детьми мы отрабатываем многие сферы их жизни: рассматриваем детско-родительские отношения, которые позволяют будущим школьникам стать более самостоятельными, оттачиваем коммуникацию, чтобы они умели взаимодействовать с коллективом, выходить из конфликтов, договариваться, делиться и так далее. Все занятия проходят в игровой форме, у детей в этом возрасте вообще игра – это ведущая деятельность. Поэтому мы играем даже тогда, когда организуем учебный процесс: в программе курса есть блок «Школа», когда дети садятся за парты, узнают правила, учатся выполнять письменные задания, поднимать руку, выходить к доске, отвечать перед аудиторией. Я все равно говорю: «Сейчас мы поиграем в школу».
Почему важно заниматься в группе?
Во-первых, так детям интереснее. Во-вторых, навыкам коммуникации без непосредственной коммуникации не обучить – здесь важна практика. К тому же, на занятиях присутствуют и родители, они – непосредственные участники процесса и тоже повышают свою компетентность, глядя на то, как психолог взаимодействует с ребятами. Важно понимать, что мы формируем социум, в котором случаются разные ситуации, тренер не создает их специально. Но может дать некий «мастер-класс» для взрослых, как действовать в той или иной ситуации. И эти примеры показывают родителям, как они могут помочь ребенку в обычной жизни. Также на этих занятиях родители учатся качественно хвалить детей – к сожалению, не у всех есть такой навык. А именно это и лежит в основе здоровой самооценки ребенка.
А что значит «качественно хвалить»?
Часто, если ребенок все делает правильно и хорошо, максимум, что могут сказать родители, – это стандартное «молодец». В третьем лице, без какой-либо конкретики – я подсвечиваю эти моменты, подсказываю, что именно можно сказать в конкретном моменте. А уж если ребенок плохо себя ведет, не соблюдает правила, то родители тем более его не хвалят, а ругают, ну или, как минимум, находятся в растерянности. А в таких ситуациях надо еще больше хвалить, чтобы ребенок вообще захотел что-то делать. И в процессе обучения, взаимодействия, работы в сложившихся обстоятельствах родитель тоже учится общаться и помогать своему малышу. А ребята, в свою очередь, учатся общаться не только общаться со сверстниками, но и с другими взрослыми.
Какие задания выполняют дети на занятиях?
Их много, они разделены по блокам. Например, я учу детей придумывать небольшие рассказы по картинкам у доски, при этом, не только тренировать фантазию, но и публично выступать, рассказывать эту историю другим ребятам. Включена на годовом курсе и педагогическая подготовка, но большую часть времени мы все же уделяем занятиям по коммуникации, развитию уверенности и проработке детско-родительских отношений.
Эта программа рассчитана на будущих первоклассников. Есть ли подобные для детей другого возраста?
Да, в «УГМК-Здоровье» есть курсы и для школьников – «Про общение». Они длятся три с половиной месяца. На них мы также уделяем большое внимание коммуникативным навыкам, рассматривая, опять же, конкретные ситуации и запросы родителей. Такие группы набираются по возрасту, есть группы как для младших школьников, так и для подростков до 13 лет.
Как родителю понять, что ребенку не мешало бы пройти подобные курсы? Есть ли какие-то, как сейчас говорят, «красные флаги», указывающие на то, что у ребенка существуют проблемы с коммуникацией и их не мешало бы решить?
Первое – это стеснительность. Так ее называют родители, но мы понимаем, что речь идет опять же о неуверенности в себе. Также к таким «звоночкам» я отнесла бы повышенную тревожность, которая проявляется, например, в грызении ногтей или губ. Если ребенок не смотрит в глаза, отводит их, имеет какие-то страхи и фобии, если проявляет излишнюю агрессивность, провоцирует конфликты, отстаивает свое мнение не дипломатично, а с применением силы, болезненно реагирует на проигрыш и тому подобное – все это признаки того, что у него есть проблемы. На занятиях мы их решаем – учим ребенка иначе общаться, по-другому себя вести, отходить от сформировавшихся стереотипов поведения.
Работа происходит только непосредственно на занятиях или вы даете домашние задания?
Обязательно даю домашние задания. Предлагаю, например, вести «дневник успехов» который ребенок должен заполнить, а мама – поддержать, напомнить, проконтролировать, помочь. Это могут быть совершенно бытовые ситуации, но их важно подсвечивать, показать ребенку: сегодня он доел суп – это победа, сам оделся – это успех, хорошо почистил зубы – это достижение. Это командная работа, которая так же формирует у ребенка позитивную самооценку. Есть частные случаи, скажем, у ребенка есть проблемы с коммуникацией, ему сложно познакомиться со сверстниками на детской площадке, тогда я предлагаю варианты, как родители могут помочь ему в этом и рекомендую завести новое знакомство, например, с тремя новыми ребятами. И так далее. Подобная «домашняя работа» очень важна, потому что с занятий ребенок возвращается в свой реальный мир и – шаг за шагом – учится в нем жить свою интересную жизнь.