Культура

Про искусство, тренды, перемены и ИИ: интервью с Мариной Альвитр

Искусство, как известно, лечит. Как поменялись вкусы и предпочтения его ценителей за последние годы?

Искусство лечит не всегда. Оно транслирует намерение автора: иногда осознанное, иногда неосознанное. Порой художник считает важным «проговаривать» через произведения свои личные травмы или боль. И в этом случае искусство не всегда может оказывать целебные свойства, скорее, вызывать совсем иные чувства и ассоциации (в том числе и отторжение). 

Зачастую художник намеренно приводит нас к каким-то, может быть, не самым приятным осознаниям – это одно из свойств качественного авторского искусства. Оно оказывает вполне «целебное» влияние на мозг – зритель открывает для себя что-то важное, учится мыслить по-другому, видя новые формы или сочетание несочетаемого. 

Если говорить о том, как поменялись искусство и предпочтения ценителей за последние годы, то здесь важно понять, что некоторое время мы жили в пост-интернет эпохе, связанной с искусством, где было нагромождение разных визуальных образов. Сейчас мы движемся в сторону чего-то более гармоничного, к более жесткой, четкой структуре. И люди сегодня выбирают те формы, которые вызывают у них ощущение баланса или поддержки – так искусство уравновешивает стремительные перемены окружающей нас действительности. 

Какие задачи помогает решить искусство? Это же далеко не только про эстетику?

Есть такое понятие или даже феномен – восприятие искусства. Оно может решать абсолютно разные задачи. Поход по выставке, по мнению некоторых специалистов, сродни медитации – мы меланхолично переходим от одной работы к другой и вдумчиво их рассматриваем. 

Такая визуальная практика может помочь найти решение проблем, которое мы не видим в повседневной жизни, потому что происходит выход за пределы бытового. Такой же выход, как, например, отдых в спа или поездка на море. Музей это тоже «перезагрузка» мыслей – она происходит, когда мы смотрим на интересное качественное искусство и учимся видеть под другим углом. Искусство – это, конечно, про вдохновение и в том числе про открытость к таким экспериментальным историям.   

Влияет ли локация на предпочтения в искусстве? В Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Москве наверняка выбирают для себя искусство по-разному? 

Да, локация, безусловно, влияет. Даже на предпочтения с точки зрения визуала. Например, в Москве, по моим наблюдениям, выбирают более яркие, чистые цвета, а в Петербурге любят приглушенные и серые оттенки. В Москве есть запрос на графичность и структурность. А в Екатеринбурге, как я увидела, выделяют разорванные элементы, наивное искусство, экспрессию. Отличия в предпочтениях связаны с разным визуальным опытом людей, который формирует поле предпочтений. Если мы не занимаемся искусством профессионально, как зрителю нам просто нравится то, что мы уже где-то когда-то видели.

Искусственный интеллект проникает в разные сферы нашей жизни, в том числе и в искусство. Как вы оцениваете его влияние на эту сферу?

Влияние велико. Даже на те жанры, которые, казалось бы, никак не связаны с технологиями: живопись, графику, скульптуру. Появление такого рода образов (и искусственных образов) влияет на наше эстетическое мышление и восприятие. Естественно, у людей появляется запрос, а у авторов – реакция. Существует как тренд на ИИ, то есть принятие искусственного интеллекта, когда живописцы начинают использовать в процессах сгенерированные изображения, так и антитренд, когда авторы, наоборот, намеренно возвращаются к телу, телесности и ее трансляции. Например, сегодня есть тенденции к интуитивной живописи, которая написана с использованием медитативной и перформативной практики. Все это связано как раз-таки с антитрендом, потому что человеку важно чувствовать свое «живое начало». Если мы говорим про искусственный интеллект, каким бы классным он ни был, это не физическое. 

ИИ для творцов – конкурент или помощник? 

Смотря для кого. Для меня все-таки искусство начинается с концепции и идеи, которая реализуется в живописи. В этом плане у искусственного интеллекта нет намерения. А именно намерение художника является максимально важным. Когда автор понимает, зачем он что-то делает, понимает те смыслы, которые транслирует, искусственный интеллект может быть здесь помощником, художник может его использовать на определенных стадиях. И это, например, работает на его идею, концепцию. А если художник сводит свою работу к созданию просто каких-то визуальных образов, картинок и так далее, которые он не способен объяснить и проанализировать, тут ИИ становится конкурентом, потому что также является просто производителем и может создавать множество таких «картинок» за секунды. 

Но если мы говорим все-таки про качественное искусство, то, конечно, здесь вероятность того, что оно куда-то «пропадет», маловероятна. Я имею в виду концептуальное, интересное искусство, которое осмысляет процессы, происходящие сегодня, основанное на намерениях художника и трансляции его идей в мир. Такое искусственный интеллект заменить не способен. 

Какие тренды в искусстве вы можете сегодня отметить?

Сегодня мы наблюдаем смену поколений, в том числе и в среде коллекционеров. Соответственно, это влияет на предложение, на структуру выбора того или иного произведения искусства. В связи с этими процессами кто-то говорит про «депрофессионализацию» искусства. Потому, что, например, иногда статья в журнале Vogue оказывает большее влияние, чем критические осмысления отдельных профессионалов. 

С другой стороны это и про демократизацию искусства. Оно перестает быть какой-то закрытой сферой и становится доступным большему числу людей. Дальше вопрос непосредственно к профессионалам: как они будут работать и общаться с этими людьми, как будут доносить смыслы, насколько будут открыты сами и так далее. 

В целом сегодня искусство, как и другие области, претерпевает некий институциональный кризис. Например, под вопросом закрытия оказываются выставки, которые задавали тренды в искусстве. И это достаточно любопытная история – сегодня мы видим тренд пересмотра и визуальной, и моральной, и даже этической базы. Это все отражается на искусстве, так как оно непосредственно внедрено во все эти процессы. Поэтому мы наблюдаем как бы «пересмотр» истории, когда у нас появляются новые авторы или арт-аутсайдеры становятся частью искусства.

Это пересмотр и с точки зрения европоцентризма и западоцентризма, переход на равный диалог между различными локальными культурами. Не могу сказать, что это не происходит со скрипом – все-таки имеются некоторые недопонимания. 

Появляется возможность диалога между культурами, которые, кажется, не могут друг с другом договориться. Это тоже влияет на искусство и с точки зрения визуальных пластических решений, например, когда искусство начинает создавать «транзитные зоны», где уживаются две абсолютно несвязанные друг с другом противоположности. 

Другой динамичный процесс – пересмотр институциональных и кураторских баз для работы с искусством. 

Уверена, что скоро нас ждет много нового и интересного. В общем, что называется, «May you live in interesting times» – «Дай вам бог жить в эпоху перемен».

 

Фото: Владимир Петров
Vsetyah

Recent Posts

Рестораны с верандами

«Гады, крабы и вино» «Большой грузинский» и Gran Buffet Ekaterinburg «Шустов» Miro и Frenchi DUO…

10 часов ago

Рестораны Екатеринбурга примут участие в проекте «Новые имена-2024»

сет от «Черновика» сет от Olio сет от «Привет, Ливан!»

11 часов ago

Ютуб-каналы: самое интересное по версии VS

сооснователи 12 storeez ирина голомаздина и иван хохлов на интервью у алексея сухареваt.me/tg_12storeez Елена Богдановичt.me/bogdanovich_elena…

1 день ago