Культура

Немного про фильмы грядущей премии «Оскар». Часть первая

«Субстанция» (Корали Фаржа, 2024, 18+)

Фильм, ставший настоящим феноменом прошлого сезона и мало кого оставивший равнодушным. История про стареющую актрису, вкалывающую себе ярко-зеленую жидкость, дабы стать «лучшей версией себя», не просто обрела успех в кинопрокате, но уже получила, можно сказать, культовый статус. И действительно, лента Корали Фаржа – многослойная конструкция, врезающаяся в память. За эпатирующим и китчевым визуальным рядом с тонной отсылок к классике кино скрыта сложная и многослойная структура всего фильма.

Помимо феминистического высказывания, рефлексии на тему старения и высмеивания современной киноиндустрии, «Субстанция» буквально воплощает на экране различные психоаналитические идеи. Зритель видит, как психика главной героини раскалывается, подобно окружающей ее реальности, что воплощено в финальной фантасмагории.

Без отличной режиссуры такое сложное полотно рассыпалось бы от огромного количества деталей и тем, но лента работает на каждом уровне по-своему. Корали Фаржа не зря получила соответствующую номинацию, ведь «Субстанция» смотрится легко, заставляя зрителя то смеяться, то жмуриться от отвращения.

При всей яркости и дерзости, фильм вряд ли возьмет награду в режиссерской категории, так как очень сильна конкуренция в лице Шона Бейкера за «Анору» и Брэди Корбета за «Бруталиста». По аналогичной причине у картины низкие шансы выиграть звание «Лучший фильм». А вот Деми Мур за свой мощный перфоманс выглядит как главная фаворитка в категории «Лучшая женская роль». Фильм получил награду за лучший сценарий в Каннах, но и тут есть мощный соперник в виде «Настоящей боли» Джесси Айзенберга. Зато награда за «Лучший грим и прически», вероятно, достанется «Субстанции» – и вполне заслужено.

«Злая: Сказка о ведьме Запада» (Джон Чу, 2024, 6+)

2024-й оказался настоящим годом мюзиклов. В этом году на «Оскаре» представлено как минимум три картины в номинации «Лучший фильм», в центре которых именно музыка: байопик про Боба Дилана, эпатажный и скандальный мюзикл «Эмилия Перес» и экранизация бродвейской классики «Злая: сказка о ведьме Запада». Картина Джона Чу рассказывает предысторию знаменитой ведьмы: о ее дружбе с волшебницей Глиндой и о том, как она стала главным антагонистом истории про Дорати.

Надо сразу предупредить, что несмотря на внушительный хронометраж почти в три часа, лента оказалась киноадаптацией лишь первого акта мюзикла. Но даже с учетом этого факта, фильм смотрится динамично и бодро не только благодаря отличным вокальным и танцевальным номерам, но и проработанному и запоминающемуся миру. А через такой яркий визуальный ряд перед зрителями разворачивается не просто история про инаковость, а скорее целая антиутопия, в которой власть искусственно создает всеобщего врага для объединения народа. В стране Оз жителям легче жить с четким разделением на добро и зло, хотя сам мир оказался в разы сложнее. Может, зеленокожая ведьма не такая уж и злая, а розовая Глинда на самом деле и не добрая вовсе?

«Злая» представлена во многих номинациях, но уйти с церемонии с победными статуэтками сможет, скорее всего, лишь за технические номинации, как, например, «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший дизайн костюмов».

С учетом того, что главное достоинство фильма – музыкальные номера, в номинации у композитора оригинального мюзикла Стивена Шварца очень сильный конкурент в виде партитуры Дэниэла Блумберга к «Бруталисту». И даже несмотря на отлично исполненную виртуозную вокальную партию Глинды, певица Ариана Гранде вероятнее всего проиграет в категории «Лучшая актриса второго плана». Зои Салдана выглядит явной фавориткой в этой номинации за ее запоминающийся перформанс в «Эмилии Перес», где актриса не только поет, но и танцует.

«Дюна: Часть вторая» (Дени Вильнев, 2024, 18+)

Продолжение эпоса по произведению Фрэнка Герберта о восхождении Пола Атрейдеса в фантастическом мире, полном дворцовых интриг и гигантских червей. Если первый фильм был лишь развернутой экспозицией грядущей саги, то вторая часть фокусируется целиком вокруг эволюции главного героя: от его взросления до становления лидером. При этом Пол – скорее антигерой, одержимый местью за смерть своего отца. Тут возникает один из мотивов творчества Вильнева, а именно ложная избранность. Ведь сам герой остается неоднозначным, и он может оказаться не новым спасителем, а скорее диктатором. Если для многих зрителей динамика первой части была неторопливой, то эта лента наполнена событиями, и поэтому смотрится гораздо бодрее. Так что тем, кому не понравилась прошлая картина из-за темпа, все же стоит дать шанс сиквелу, как минимум еще из-за отличного звездного каста.

В первую очередь, новая «Дюна» поражает своей визуальной составляющей. Сам мир планеты, состоящей из пустыни, чарует, а внезапная сцена поединка, выполненная в черно-белом цвете, выбивается из повествования, но тоже потрясает виртуозностью воплощения.

Грег Фрейзер за свою работу выглядит как главный фаворит в номинации «Лучшая операторская работа». Интересно, что у оператора уже есть эта награда как раз за первую часть саги. Также фильм вполне может рассчитывать на статуэтку за «Лучшие визуальные эффекты». А вот исполнитель главной роли Тимоти Шаламе номинирован не за исполнение Пола Атрейдеса, а за фильм «Боб Дилан: Никому не известный». При этом, забрав главный приз в премии Гильдии киноактеров, он повысил свои шансы на «Оскаре». Хотя до этого Эдриан Броуди за «Бруталиста» казался основным фаворитом.

Фото: kinopoisk.ru
vs-online

Recent Posts