Когда речь заходит о мужском костюме, первое, что у меня всплывает перед глазами – это Италия…
Милан, раннее утро, солнцем залиты каменные улочки – и по городу передвигается большое количество мужчин в костюмах. Кто-то едет на велосипеде, кто-то пьет свой ристретто с газетой в руках, а кто-то паркует «Веспу». По-моему, итальянцы так гармонично и непринужденно «живут» в костюмах, как никто другой. Почему живут? Да потому, что непроизвольно складывается впечатление: они с костюмом – единое целое.
Италия славится своими традициями и портновскими школами. И, например, крой костюма из Милана и крой костюма из Неаполя абсолютно разные.
Костюмы, сшитые на севере Италии, имеют очень представительный вид – за счет весьма четкого силуэта. У пиджаков плотная подкладка и довольно жесткое плечо с подплечником. Брюки в основном прямые, сохраняющие свою ширину книзу. Даже полный мужчина будет выглядеть в таком костюме стройным и подтянутым. Расплывчатость фигуры будет скрадываться за счет широких плеч и их четкой линии, а также за счет небольшой приталенности.
Такая одежда скрывает многие недостатки фигуры. Не зря Brioni считается маркой «для солидных господ» – эти костюмы преображают даже людей, заметно пострадавших от сидячего образа жизни. Кроме Brioni к северо-итальянской школе относят Corneliani, Canali и Pal Zileri.
А вот, например, Ermenegildo Zegna представляет собой соединение северных и южных традиций, поскольку лекала этой марки рассчитаны на стройных людей, а пиджаки с каждым годом становятся все более облегающими. Не рекомендую, кстати, людям с прямыми плечами увлекаться северо-итальянским кроем: он делает плечи еще шире и зрительно уменьшает шею.
Югу Италии всегда были свойственны вальяжность, легкость и некое щегольство.
Центр портновского искусства здесь – Неаполь. Kiton, Isaia, Luigi Borrelli – яркие представители неаполитанского кроя.
Их особенность – отсутствие четкого силуэта, подкладок и жесткого плеча. Такой костюм садится на фигуру почти как рубашка. В нем очень комфортно, особенно летом.
Принято считать, что эти бренды стоят чуть дороже, чем Brioni, – из-за большего объема ручной работы и более тонких тканей. В пиджаке, например, даже центральный шов на спине, который должен быть идеально ровным, прошивается вручную. Рукава также вшиваются вручную. Более формальные пиджаки шьются с рукавом con rollino то есть «с окатом» – радиус рукава в этом случае чуть шире радиуса проймы, из-за этого рукав ярко приподнимается над плечем. Менее формальный вариант – spalla camicia – рубашечный крой, в этом случае рукава втачиваются в пройму почти плоско и другим способом, остаются складки – их принято называть grinza. Да, складки могут повергнуть в ужас того, кто не знает, что вот за это «несовершенство» люди платят немалые деньги.
Юг Италии – это не только самый легкий в мире пиджак, из которого вынули всю «начинку» (в некоторых моделях отсутствует даже подкладка). Пиджак здесь еще и более короткий, и более облегающий. Лацканы широкие, иногда – очень широкие. Нагрудный карман слегка изогнут в форме лодочки. Брюки тоже короткие и зауженные книзу (окружность брючины внизу может составлять 21 см).
Русские традиционно склоняются к более широким брюкам, хотя в моде сейчас как раз зауженные. Ведь сочетание длинного пиджака с широкими брюками делает фигуру приземистой, а короткий пиджак с зауженными брюками зрительно ее вытягивает. Узкие брюки нельзя сделать длинными, иначе они соберутся гармошкой у каблука. Но, вопреки стереотипу, они не укорачивают ноги. При наличии манжета внизу, наоборот, создается впечатление длинных ног.