Стоит ли смотреть фильм режиссера Натальи Кудряшовой «Герда», получивший на фестивале в Локарно приз за лучшую женскую роль и специальный диплом жюри на «Кинотавре».
14 октября в прокат вышел фильм режиссера Натальи Кудряшовой «Герда», получивший на фестивале в Локарно приз за лучшую женскую роль и специальный диплом жюри на «Кинотавре». Кстати, в Швейцарии не только профессиональную актерскую игру отметили, но и мастерство Натальи – известный французский режиссер Гаспар Ноэ нашел ее в Инстаграм и написал, что восхищен фильмом. Да, неформально. Но от того не менее приятно.
Фильм рассказывает историю девушки Леры (Анастасия Красовская), днем она учится на соцфаке и бродит по лабиринтам панельных домов, чтобы проводить соцопросы, а ночью работает в стриптиз-клубе под псевдонимом Герда – она вынуждена зарабатывать деньги, чтобы содержать себя и маму. Папа Леры (Дариус Гумаускас) – алкоголик, который не живет с семьей, но почти каждый день приходит, чтобы выломать дверь в очередной раз и в пьяном бреду признаться им в любви, а мама (Юлия Марченко), уходя от реальности, все время спит.
Есть у Леры лучший друг Олег (Юра Борисов), который тоже ведет двойную жизнь – она, как и жизнь Леры, делится на две важные части: вообще-то он рисует картины, но зарабатывает на жизнь, работая могильщиком.
Наталья Кудряшова и оператор фильма Василий Григолюнас, не давая нам надежды на что-то хорошее, передают чувства главной героини через ее сны. Днем Лера блуждает по запутанным дворам, а во снах – в мистическом лесу. Она сбегает от жизни в бескрайний туманный лес, показывая свою боль только там. И эти фрагменты сновидений создают невыносимое чувство потерянности…
Сцены стриптиза обретают новый смысловой акцент благодаря операторской работе, доказывающей особенность главной героини. «Коллеги по цеху» Герду не особо любят – она успешнее. И стоит увидеть, как понимаешь, почему: вдруг музыка начинает играть громче, камера повторяет ее мотивы, яркий красный свет слепит глаза и сквозь эту эпилептическую картинку появляется она, Герда. Теперь от нее не могут оторваться не только зрители в клубе, но и зрители фильма. Теперь это головокружительно обморочное зрелище остается проекцией свободы и эстетического возбуждения.
Особенность Леры без Герды, правда, как будто ничего не значит. Нужные только для того, чтобы не вылететь из института, соцопросы она проводит неохотно, а иногда даже грубо. Но проводит. И это – отдельная тема для размышлений. Сидят перед Лерой люди, которые либо находятся в состоянии стагнации, либо всем довольны. На поле битвы за логичные выводы об уровне жизни мы с слышим, например, то, что бабушки довольны пенсией в восемь тысяч рублей. И у Кудряшовой все респонденты такие. Среди квартир, которые обошла главная героиня, только одна выглядит более или менее современно, а все остальные – либо с интерьером родом из СССР, либо «хламовники». Социальная повестка здесь, в принципе, ясна: все жизнью довольны, хотя кастрированный кот одного из героев эпизода будто намекает нам, что потеряли мы что-то. И кот понимает свою потерю, а мы еще не дошли до стадии принятия. И когда анализируешь все заданные Лерой вопросы, понимаешь: все они имеют общий подтекст – кому на Руси жить-то хорошо? Вот и выясняется, что всем.
Можно ли назвать «Герду» авторским фильмом? Конечно, да. Хороший ли это фильм? Вопрос вкуса. Снова мы возвращаемся к серым социальным фильмам. Но, надо отдать должное, что «Герда» среди них выделяется, есть в ней притчевость и даже некая магия. Фильм местами заставляет ужасно скучать, большинству героев – вообще не веришь. Но при этом, Наталья Кудряшова сумела расставить правильную ритмику фильма, когда долгие серые сцены резко прерываются звуками, светом или музыкой, давая понять нам, как живет Лера в ее ритме, который то и дело превращается из спокойных посиделок в выстрел пистолета.
Что касается Анастасии Красовской и ее дебюта, то играет она действительно волшебно для непрофессиональной актрисы, наблюдать за ней интересно.
Мораль сказки и сложная, и простая одновременно: никто не меняется, жизнь стоит на месте. Но вновь и вновь нужно вставать, идти, страдать, чтобы однажды улететь на крыльях из застоя в дивный новый мир, которого (спойлер!) нет.
Алексей Акулов