«Бруталист» (Брэди Корбет, 2024, 18+)
Один из главных фаворитов сезона, чья премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, где лента получила «Серебряного льва». После выхода фильма критики активно стали сравнивать «Бруталиста» с такими монументальными американскими эпопеями, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса и «Нефть» Пола Томаса Андерсона. И действительно, фильм Корбета – эпохальное полотно на три с половиной часа про венгерского архитектора Ласло Тота, сбежавшего в Америку во время Второй мировой войны и постепенно разрушающего себя из-за давления со стороны не такой уж дружелюбной «страны возможностей». Параллельно с этим он возводит здание в стиле «брутализма», от чего и происходит название фильма. И архитектурный образ тут крайне важен, так как весь фильм по своей структуре скорее напоминает сооружение, которое создает главный герой – многоуровневое произведение с намеренными шероховатостями, но производящее впечатление монолита. Только Корбет вместо бетона использует кинематографический материал и строит масштабное произведение, состоящее из огромного количества различных социальных и философских идей.
«Бруталист» после объявления номинантов казался главным претендентом на звание «Лучший фильм», но после череды скандалов, связанных с использованием искусственного интеллекта при создании ленты, его шансы резко снизились. Сейчас его главный конкурент – «Анора» Шона Бейкера, а также, как ни странно, «Конклав» Эдварда Бергера.
Вся сложная конструкция фильма держится на блистательной режиссуре Корбета, которая достойна награды за режиссуру, но и тут ситуация не такая ясная из-за успеха в наградном сезоне Бейкера за свою работу. Но вот на премию за «Лучшую мужскую роль» явно может рассчитывать Эдриан Броуди, так как воплощенный им образ Ласло Тота поражает и затмевает остальных конкурентов. Чего нельзя сказать про Гая Пирса, исполнившего немного инфернальную роль антагониста, но все же в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» награда скорее уйдет Кирану Калкину за «Настоящую боль» (хотя не перестаем болеть за Юру Борисова!). И стоит еще отметить операторскую работу Лу Кроули, который явно составляет конкуренцию Грегу Фрэйзеру, снявшему вторую «Дюну».
«Конклав» (Эдвард Бергер, 2024, 18+)
Камерный триллер о политических интригах в Ватикане, вращающийся вокруг выбора нового Папы Римского. Несмотря на неторопливый темп, картина до конца держит зрителя в напряжении, ведь каждый из претендентов на звание оказывается со своими секретами. А главный герой в исполнении Рэйфа Файнса пытается, подобно детективу, разгадать загадку умершего Папы, который продумал все наперед. Самое же интересное в фильме, помимо сдержанного, но интересного визуального ряда и минималистичного музыкального сопровождения, это финальный поворот, воспринимающийся достаточно неоднозначно, но все равно удивляющий. Из фильма вытекает одно: перемены в институте церкви нужны. А будут они позитивными или негативными – это уже выводит для себя каждый зритель самостоятельно из концовки.
«Конклав» изначально не рассматривался как основной претендент на звание «Лучшего фильма», так как не получил номинацию за режиссуру, что обычно гарантирует победу на Оскаре. Но после премии BAFTA и его победы на ней в главной номинации, а также из-за череды скандалов с фильмами «Эмилия Перес» и «Бруталист», его шансы начали возрастать. В какой номинации фильм явно возьмет статуэтку, так это в «Лучшем адаптированном сценарии». Во всех остальных категориях (а в сумме у «Конклава» их восемь), фильм все же уступит другим конкурсантам. И даже замечательные актерские работы Рэйфа Файнса и Изабеллы Росселини все же останутся в тени этой церемонии.
«Мальчишки из Никеля» (РаМелл Росс, 2024, 18+)
Экранизация романа Колсона Уайтхеда, удостоенного Пулитцеровской премии, про дружбу двух мальчишек, попавших в исправительное учреждение «Никель». Но фильм поражает не столько душещипательной историей, сколько тем, как он снят: мы видим мир буквально глазами героев через использование субъективной камеры. Так, этот фильм весьма неторопливый, но поражает своим изящным визуальным решением. Причем зрителям дана не только одна оптика главного героя, но и его друга, что позволяет посмотреть на одну и ту же сцену с разных оптик. Фильм завораживает своим техническим исполнением, перемешивая при этом реальность с фантазиями, и даже демонстрируя поток сознания из различных образов. В итоге получилось скорее интересное экспериментальное кино не для всех, но о котором, благодаря «Оскару», все же узнали, хотя шансы получить хоть какую-то награду у фильма минимальные.
С другой стороны, «Мальчишки из Никеля» – темная лошадка церемонии. Маленькое кино всего с двумя номинациями («Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий»), но при этом поражающее и выделяющееся на фоне остальных номинантов. В какой-то степени фильм оказался экспериментом, ставящим и изучающим визуальные возможности игрового кино. Конечно, ленты, снятые полностью на субъективную камеру, уже существовали, можно вспомнить боевик «Хардкор» или же хоррор «Маньяк», главную роль в котором исполнил Элайджа Вуд. Но в работе Росса соблюден баланс между неторопливой, но трогательной историей и мастерски выстроенным визуальным решением, создающим особую эстетику фильма. И поэтому отсутствие в номинантах оператора «Мальчишек из Никеля» в соответствующей категории кажется крайне странным.
владимир перминов, александр рогов, елена немцева