Вампиры бывают разные. Они не только наводят ужас, а еще и блестят на солнце, как в «Сумерках», путешествуют по миру и читают стихи, как в «Выживут только любовники», ну и забавно пытаются ужиться друг с другом в качестве соседей, как в «Реальных упырях». Но с чего все начиналось? А как раз с лысого, клыкастого и зубастого вурдалака графа Орлака в немом фильме «Носферату, симфония ужаса» 1922 года. И вот в конце 2024 года зритель смог увидеть возвращение к старому образу страшного вампира в картине Роберта Эггерса, режиссера атмосферных хорроров «Ведьма» и «Маяк». Но чем новая интерпретация сюжета отличается от старого фильма и как тут замешан роман «Дракула»?
Больше ста лет назад вышла неофициальная экранизация книги Брэма Стокера, в которой пришлось поменять имена героев и некоторые сюжетные повороты. Поэтому знаменитый Дракула стал графом Орлаком, а сам фильм получил заголовок «носферату» – синоним слову «вампир». С этой лентой активно боролась вдова автора оригинального романа, но не особо успешно. Сейчас же эта картина стала классикой мирового кино, ярким представителем немецкого экспрессионизма, отразившая в себе ощущения страха после Первой мировой войны и эпидемии испанки. А вокруг образа графа Орлака возникла масса легенд, вплоть до байки о том, что его сыграл настоящий вампир. Эта сказка потом легла в основу фильма «Тень вампира», роль вурдалака в котором исполнил Уиллем Дефо, сыгравший в ремейке охотника на нечисть.
Эггерс далеко не первый, кто решил стряхнуть пыль с картины 1922 года. В семидесятые вышла немецкая адаптация под названием «Носферату: Призрак ночи», причем актер, исполнивший партию монстра, вернулся к роли вампира потом в итальянском хорроре «Носферату в Венеции». Впоследствии именно каноничный образ лысого и клыкастого кровопийца появился и в «Реальных упырях». И там как раз носферату сделал всех остальных персонажей вурдалаками, как собственно и классический фильм стал своеобразным «крестным отцом» для других картин про ночную нечисть. Даже на отечественном просторе очутился граф Орлак в странном мультфильме «Носферату. Ужас ночи».
Новая адаптация классического фильма тесно связана как раз с оригинальной картиной, поэтому лучше всего перед просмотром ознакомиться с лентой 1922 года. Главным достоинством картины оказалась именно ее атмосфера готической сказки и бережное воссоздание сцен из старой ленты. Цветовая палитра фильма состоит в основном из игры с холодными синими и черными тонами, что создает отстраненное и жуткое настроение всей картины. Многие сцены в фильме напоминают ожившие полотна художников романтизма, особенно пейзажи. Вообще природа у Эггерса, как и в немом фильме, не просто красива и холодна, но и скрывает мистическое и непостижимое человеческим разумом. Ведь именно за красотой Карпатских гор прячется жуткий вурдалак. За такую детальную работу оператор получил заслуженную номинацию на премию «Оскар».
Как и команда гримеров и художников-постановщиков, тоже заработавших номинации в своих категориях. Особенно выделяется грим графа Орлака, которого тут исполнил Билл Скарсгард. Внешне его вампир не столько опирается на уже устоявшийся лысый и клыкастый образ из оригинального фильма, сколько на внешность Влада Цепеша, прообраза графа Дракулы. Плюс к внешности ожившего трупа в англоязычной версии добавляется немного гипертрофированный акцент, который местами может вызвать комический эффект, нежели пугающий.
Несмотря на то, что фильм назван в честь жуткого монстра, не менее важной оказалась главная героиня Элен в исполнение Лили-Роуз Депп. Уже в открывающей сцене в центре оказывается именно она и ее странное влечение к силе зла. С одной стороны она любит своего мужа Николаса Холта, но истинное удовлетворение она испытывает от связи с уродливым носферату. И как раз актриса отлично отыгрывает, как Элен с одной стороны совершает жертву для спасения своего возлюбленного, с другой – отдается своему темному влечению. Режиссер фиксируется на метаниях своей героини и ее попытке познать и овладеть своими мрачными желаниями. От этого и повествование такое неторопливое, сосредоточенное на том, как героиня страдает от припадков, а медицина ничем не может ей помочь. Таким образом какая-либо рациональность и прогресс оказываются бессильными перед иррациональной силой, таящейся в области непостижимого и бессознательного. Борьба со злом внутри, во время которой будто стирается грань между желанием отдаться в объятия тьме и жертвенностью во благо всего человеческого. Так в фильме переплетается любовь со страстью, исходящей из образа смерти.
Эггерс бережно переносит на экран полюбившиеся образы из старого фильма, создавая мрачную сказку с фрейдисткими интонациями. Как и в оригинальном фильме, в новой работе чувствуется страх после эпидемии и глобальных катаклизмов в мире. При этом картина не пугает внезапными скримерами, а именно вводит зрителя в холодную и завораживающую атмосферу легенды о любви и смерти. Только у Эггерса именно любовники так и не пережили рассвет.
Туржанский Л. В., «моя мастерская», 1928 Фрагмент картины Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Времена года…
презентация постановки эскизы проекта эскизы проекта
анна лозовская, основатель проекта foodlovers и инфлюенсер
Знакомим со спикерами и темами. Наталья борова и юлия федорова павел палымов и алексей мельников