16 декабря спустя почти 20 лет в прокат вышло продолжение трилогии «Матрица». В этот раз режиссером выступила только Лана Вачовски, ее сестра Лилли отказалась от работы над фильмом.
Начать описывать картину – значит запустить один большой спойлер, чего делать, конечно, не хочется. Намекнем только, что главному герою вновь приходится выбирать реальность. Также с прежними частями «Воскрешение» связывают несколько героев – главные действующие лица Нео (Киану Ривз), Тринити (Кэрри-Энн Мосс), Ниоба (Джада Пикетт Смит) и Меровинген (Ламбер Вильсон). В новом облике вернулся Морфеус, его фильме играет Яхья Абдул-Матин II. Вернулся и Агент Смит, слухи о нем уже давно витали вокруг фильма, но это появление вы должны увидеть сами.
Лана и Лилли Вачовски – трансгендеры, в первых фильмах для них была важна социальная повестка равенства, которая перекочевала и в новый фильм. Отсылками к своей жизни Лана создает множество символов, намекая на свою бинарность. Она обыгрывает современный мир, например, важностью психотерапии: Нео ходит на сеансы и пытается разобраться в себе. «Матрица» в конце девяностых задала новый тренд, живущий и по сей день: если дежавю – это и правда сбой в программе, а повседневная рутина – прописанный не нами сценарий, то снова назревает актуальный на сегодняшний день вопрос: кто я?
Вачовски сделала много отсылок к первому фильму, при этом смогла создать абсолютно новый. Мы перешли от аналогово сигнала к цифровому, этот способ стал быстрее и, главное, качественнее. Если в первых фильмах мир матрицы был преимущественно зеленых оттеков, а, чтобы переместиться, нужно было искать стационарный телефон, то теперь картинка оцифрована, мы видим мир в высоком разрешении, а перемещение не составляет труда.
С присущей «Матрице» условностью фильм смотрится легко, и у тех, кто смотрел предыдущие фильмы, линия вселенской любви, спасающей мир, не вызовет особых возмущений. Другое дело, что кино уже изменилось, в 2021 году такие сюжеты вызывают чувство неловкости, но фильма, как вы уже поняли, это не касается. Есть в нем и упущения, и стандартные ходы для фантастических боевиков, когда все происходит так, как сейчас удобнее для главного героя. Это не так важно. Важно снова лишь то, что Лана второй раз поменяла представление о кино. И, конечно, на этот раз революция не будет так заметна, как в 1999-м. Но мимо пройти не получится. На фоне того, что часто все обновления, возвращения и продолжения франшиз получаются скучными, примитивными и нацеленными на получение прибыли, тот поворот сюжета, что произошел в «Воскрешении», точно должно вписаться в историю кино, как одно из лучших.
Разбираться в новом фильме будут еще долго, слишком много в нем деталей, которые нужно раскладывать слой за слоем и понимать, как они работают, но не в этом ли прелесть? Концовка фильма закладывает фундамент для новой трилогии и хочется верить, что она случится. Правда, Лана ее упорно отрицает. Так что если нет… Мистер Андерсон! Мы были очень рады вас видеть!
Алексей Акулов