Культура

Кто мы и откуда

«Культурному просвещению» исполнилось 11 лет. Как оцениваете результаты вашей деятельности?

Культуры стало больше! Когда мы начинали проект, променяв жирный рекламный рынок на съемки фильмов, которые решают реальные социальные проблемы в обществе, а не «хотелки» заказчика, ситуация с культурой была критической. Исследование трех крупнейших на Урале телеканалов показало ошеломляющие результаты: два часа в сутки там крутили криминальные новости, около часа – рекламу, а на культуру отводилось… 15 минут. Миссия обозначилась сама собой – вернуть в медиапространство просевшую еще в 1990-е годы культуру, снимать документальное кино, которое зацепит молодых людей, и они развернут свои взгляды на историю, на город, на корни, на себя.

Судя по количеству фильмов и сотням тысяч просмотров, вам это удалось.

Я рад, что нас смотрят и слышат: блогеры цитируют, соцсети городских медиа репостят, зрители пишут отзывы, от которых мурашки по коже. С нами сотрудничает Эдуард Кубенский на съемках фильма о современной архитектуре Екатеринбурга. Мы четыре раза были победителями конкурса «Искусный глагол», который проводят Государственный Эрмитаж, Фонд Потанина и Екатеринбургский музей ИЗО. А наш фильм «160» о национальностях, проживающих на Урале, открывал внеконкурсную программу 40-го Московского международного кинофестиваля. Это определенно признание.

 

Хочется, чтобы культура стала более модной и цитируемой темой у молодежи, чем новый айфон

О чем ваши проекты?

На сегодняшний день у нас более 400 проектов – это и короткие видео по 5-7 минут, и фильмы продолжительностью час-полтора. Мы затрагиваем самые разные темы: от архитектуры советского модернизма и рассказов о Бажове до путешествий по историческим транспортным путям. Есть проекты про архитектуру, искусство, получасовой фильм о заселении Урала за всю 12-тысячелетнюю историю. Мы, как музей, только в медиапространстве, храним культуру в собраниях артефактов, ценностей, взглядов, мировоззрений.

Про судьбы людей тоже снимаете?

Да, причем мы начали сторителлинг лет за пять до того, как это стало трендом. «Другие люди» и «Рассказы о Родине» – многосерийные проекты про созидателей из абсолютно разных сфер: от врача до дизайнера одежды. Идею фильмов подсказала сама реальность: люди не видят друг друга. Повар не представляет себе жизнь композитора, композитор не понимает ценности психиатра. Мы решили это исправить. А еще сняли многосерийный проект Welcome to Russia про Урал глазами иностранцев. Он выходит на двух языках – русском и английском. Герои проекта родом из самых разных стран рассказывают о том, что их удивило и… озадачило в России и на Урале. Посмотрите, если интересно узнать, что отсюда увозит шотландец, для кого местный кефир стал открытием, кто и почему обращается к каждой женщине «девушка» и многое другое, что восхищает приезжих. Вот только не каждый уралец осознает уникальность Урала. Эти пробелы мы и пытаемся восполнить: заинтересовать, замотивировать людей быть достойными держателями культуры. Для ее понимания нужны ключи, поэтому наши проекты – не что иное, как видеословари.

Но очень важно говорить с аудиторией на одном языке.

Поэтому мы и декодируем сложный материал в более простой формат соцсетей и информационной журналистики. С разрешения эксперта, естественно. Работаем на клиповое восприятие – много динамики, графики, анимации, но без формализма и демагогии. Взять, к примеру, «Город Мастеров» – 46 серий, каждая посвящена отдельному ремеслу и снята таким образом, чтобы любой двадцатилетний тусовщик мог посмотреть и понять, в чем фишка, например, лозоплетения или русской рубахи (кстати, это аналог стены в соцсети у наших предков). Поначалу мы ориентировались на то, что уже сработало на широкую аудиторию: разложили по полочкам видеопрезентацию нового БМВ и адаптировали ее для ролика о нижнетагильской маховой двухцветной росписи по металлу. Так родился авторский жанр.

Где смотреть ваши фильмы?

В соцсетях и на региональном телевидении – ОТВ, 4 канал, ТагилТВ. Кроме того, мы стали самым масштабным просветительским продуктом, который представлен на платформе онлайн-кинотеатра OKKO. Здесь можно увидеть 220 наших фильмов. Наконец, мы развиваем тему офлайн-показов и презентаций.

Если посмотреть на историю и людей Екатеринбурга, можно блокбастеры и байопики снимать

Что для вас самое ценное?

Нескучно и со смыслом жить. У меня нет сделки с совестью, я просто честно и открыто делаю то, что мне нравится: не ленивое «трендовое» кино снимаю, а занимаюсь просвещением. Мы очень бережно работаем с экспертами, очень внимательно относимся к героям интервью и аудитории. В наших проектах не бывает и не будет провокаций. Принципиально. Экспертность плюс душа – вот суть «Культурного просвещения».

Полную версию читайте в журнале VSprint

Интервью: Наталия Каплун. Фото: личный архив Вадима Овчинникова, архивы пресс-службы
Vsetyah