Базовые ценности

Как привить ребенку вкус в одежде и надо ли это делать: колонка психолога

Тема стиля и внешнего вида ребенка для меня всегда была чрезвычайно интересной. И я рассматривала ее под разными призмами.

Начну с очевидного. Взрослый для ребенка – пример для подражания. Поэтому, если вы хотите, чтобы у детей было развито чувство вкуса и стиля – начните с себя. Замечайте, как вы выглядите в разных ситуациях, когда ребенок вас видит: дома, на отдыхе, во время утреннего променада до детского сада и школы. Обратите внимание на культурное развитие детей (посещение музеев, театров, филармонии). И, что особенно важно, обсуждайте с детьми темы внешнего вида, интересуйтесь у них, кто на их взгляд выглядит и одет хорошо и почему им нравится тот или иной образ? (Это можно начинать делать, когда ребенок уже приемлемо говорит.) В нашей семье такие разговоры – не редкость.

Второй вектор этой темы – это вопрос (сейчас будет неожиданно) границ. Я не сторонник, особенно с точки зрения психологии, абсолютной вседозволенности у детей, которая сейчас так популярна. Важная истина: в отсутствие границ психика ребенка просто «плывет». Чтобы было понятнее: вспомните, как вы себя чувствуете в ситуации неопределенности (для меня, например, это одно из самых раздражающих меня ощущений). Так вот, когда у ребенка нет четкой границы, он находится в ситуации постоянной неопределенности.

Так что, если коротко, границы – это не противопоставление вседозволенности и не запрет на все. Хороший баланс (в первую очередь для психики ребенка) – это ситуация, когда у него есть свобода внутри четких границ.

Переводя этот принцип на одежду, скажу так. Мое мнение относительно школьной формы: это нужные и важные границы с точки зрения эстетики и дисциплины. Мой старший сын (ему 9 лет) учится в гимназии, где есть дресс-код. И даже в рамках этого дресс-кода у него полно свободы (разные рубашки, жилеты; когда хочет – надевает пиджак, когда хочет – галстук).

Также важно рассмотреть вопрос границ с точки зрения внешнего вида ребенка дома. И это важный пункт в формировании уважительного отношения к членам семьи. Скажу про себя: в моем доме не стоит расхаживать в трусах (даже если ты милый, пухлый, кудрявый трехлетка).

Много лет назад, во время первой беременности, я прочла где-то хорошую фразу: «Относитесь к своим детям, как к чужим женщинам и мужчинам в доме». Я с этим согласна: еще лет десять – и старший сын будет посторонним мужчиной, который станет строить свою личную жизнь (и не будет, я надеюсь, ходить при своих барышнях по дому в трусах). Поэтому я сама при своих сыновьях всегда одета и прошу от них того же.

Третья призма – более научная. Я смотрю на вопрос внешнего вида детей с точки зрения «возрастной периодизации» (их несколько признанных у гениальных авторов Льва Семеновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Жана Пиаже и Эрика Эриксона). Я не беру сейчас в рассмотрение какую-то одну из них. Скорее, поделюсь теорией «широкими мазками».

Я сразу как-то понимала, что период, когда ребенок непременно будет выглядеть (как бы это поприличнее сказать?..) экстравагантно – неизбежен. Поэтому для себя решила, что здесь как с ветрянкой – чем раньше, тем легче переносится.

Примерно в трехлетнем возрасте ребенок отделяет себя от окружающих, осознает себя как субъекта действия и начинает сравнивать себя с другими. Кризис трехлетнего возраста протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. В этом, как раз, и проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «я». Это слово, а также возникающие в речи «хочу» и «не хочу» наполняются для ребенка смыслом. Формируется особая форма личного сознания, которая проявляется как «Я сам».

Поэтому пусть уж лучше они свои гештальты по странному внешнему виду закрывают в детстве, чем в подростковом, студенческом или даже взрослом возрасте. Это даст им не только «радость победы», но и очень важные для дальнейшей жизни ощущения – что они могут сами, что они признаны, с их мнением считаются, они важны и их любят, даже если они не идеальны.

Но все же самое основное: говорите со своими детьми, обсуждайте то, как они выглядят, интересуйтесь ими, их мнением. Не стоит директивно навязывать свой стиль и видение образа. Будьте для них союзниками, а не критиками.

vs-online