
эксперт по управлению персоналом и организационному развитию
Минэкономики сформировало предварительный перечень креативных видов деятельности. Он необходим властям для оказания точечных мер поддержки сектору для увеличения его вклада в российский ВВП с 3,5% до 6% к 2030-му году.
В проекте перечня – 51 вид творческой деятельности, сгруппированный по 16-ти направлениям: «Народные художественные промыслы и ремесла», «Арт-индустрия», «Культурное наследие», «Отдых и развлечения», «Мода» (включая ювелирное дело), «Книжное дело», «Исполнительские искусства», «Кино, телевизионные программы и фильмы», «Программное обеспечение», «Видеоигры», «Медиа и СМИ», «Реклама и пиар», «Дизайн», «Архитектура и урбанистика», «Гастрономия» и «Музыка».
Государственная поддержка творческого бизнеса позитивно скажется на развитии отраслей в целом и рынка труда в этой отрасли в частности. Предлагаю поразмышлять о том, почему такая инициатива полезна.
Во-первых, благодаря ей усиливается престиж креативных профессий. Это позитивно скажется на HR-бренде компаний в отрасли – независимо от их размера. Сильный бренд работодателя помогает не только привлекать новых сотрудников, но и вовлекать и удерживать уже работающих. Быть занятым в креативных отраслях станет не менее престижно, чем в IT-сфере.
Креативные компании хорошо вписываются в ценности поколения Z, которое сейчас ворвалось на рынок труда и вызывает непонимание управленцев в том, как с ними работать. «Зумеры» ценят творчество, cвободу, возможность проявить себя, быть причастным к созданию значимого продукта. Ценности этого поколения и креативных компаний связаны, а это значит, что привлекать специалистов и удерживать их необходимо через корпоративную культуру и смыслы.

Скорее всего, произойдет стандартизация профессий и регламентация требований к знаниям и навыкам специалистов. Это повлечет повышение качества обучения: средне-специального и высшего образования, а также курсов повышения квалификации. Рынок вытеснит псевдоэкспертов и бесполезное обучение, а профили должностей будут более выверенными.
Поддержка также будет выражаться в финансировании креативной отрасли через разные программы, что приведет к формированию комьюнити – например, как в Екатеринбурге на базе креативного кластера «Домна» – и развитии других пространств для общения, обучения и обмена опытом, доступа к представителям власти, представления и продаж своих продуктов и услуг.
При этом рынок труда требует от работодателей гибкости и адаптации, креативных подходов в работе с сотрудниками:
- Умение работать с удаленными сотрудниками и фрилансерами. Традиционный штатный найм теряет популярность среди специалистов, особенно в креативном сегменте. Компаниям нужно обратить внимание на формы частичной занятости, проектной работы, удаленных сотрудников. Это требует внедрения специфичных систем менеджмента: постановки задач и контроля.
- В креативной сфере ценятся софт-скилы («мягкие навыки» – личные качества человека). Учитесь отбирать «своих» – сотрудников, подходящих под ценности и смыслы компании, обладающих гибкостью, креативным мышлением, самоорганизацией и умением работать в команде.
- Закладывайте бюджеты и время на обучение «хардам» (профессиональным навыкам специалистов): технические навыки сейчас быстро устаревают, необходимо постоянно держать руку на пульсе и повышать квалификацию сотрудников.
- Быстрое развитие технологий приводит к появлению новых профессий: виртуальные дизайнеры для VR и метавселенной, AI-художники, создающие искусство с помощью ИИ, диджитал-дизайнеры одежды, «отшивающие» цифровые коллекции в 3D. Для развития креативного бизнеса жизненно необходимо внедрять и даже самим создавать технологии.
Однако, любая поддержка не только дает возможности, но и накладывает обязательства. Деятельность станет более регулируемой и прозрачной, «темные» схемы будут выявляться и пресекаться. Будьте готовы к тому, что при получении поддержки, особенно финансовой, необходимо будет следовать правилам и отчитываться.