История продолжается
Изначально проект «Антихрупкость» придумывался как полугодовой эксперимент. Его суть – привезти на фарфоровый завод современных художников, архитекторов, керамистов, арт-директоров и других креаторов из разных городов страны, чтобы они создали новые формы и дизайны, а мы бы показали их миру. Результат этого эксперимента должен был подтвердить (или опровергнуть) нашу гипотезу: расширяя продуктовую линейку и «осовременивая» ее, завод «Фарфор Сысерти» может найти новую аудиторию и снова стать актуальным.
Кроме того, проект подсвечивал готовность самого завода на такого рода эксперименты и взаимодействия. В процессе стало понятно, что некоторые изделия участников лаборатории имеют потенциал на тиражирование и, по сути, способны занять свою нишу в секторе креативного предпринимательства. Поэтому лаборатория «Антихрупкость», стартовав год назад в виде «временного» проекта, сегодня продолжается в формате бренда, который производит на заводе «Фарфор Сысерти» предметы декора и посуду. У нас уже сформирован план по выпуску дизайнерских изделий на ближайший год. Параллельно работаем над идеей «фарфорового кластера» – платформы для креативных стартапов.
Прецедент
«Антихрупкость» – уникальный для России кейс. Благодаря проекту появилась методология взаимодействия предприятия народного художественного промысла (НХП) и современных творцов. Производства же в основном закрыты к таким инициативам. Им кажется, что работать «с этими креативными, странными ребятами» очень сложно. И творческому бизнесу сложно попасть на завод, а еще труднее найти с ним общий язык для совместных проектов. Для художников чаще всего двери предприятия тоже закрыты. Как будто все люди из кардинально разных миров и им сложно понять друг друга. И пока творцы ломали голову, думая, как зайти на производство, предприятие по инерции выпускало изделия, которые были придуманы в 70-90-х годах прошлого века. И как мы понимаем, эти изделия никак не отражают современную реальность. Их сложно вписать в актуальные интерьеры. Получается интересная задачка – произвести изделия с опорой на то, что есть у самого завода: технологии, опытные мастера, материал (фарфоровая масса, которая разрабатывается на этом самом заводе), с участием современных художников и их творческих контекстов, актуальных времени.
Мы создали прецедент – удалось подружить всех заинтересованных: авторов, производство и потребителей, которые хотят окружать себя в быту красивыми вещами, и возможность поддерживать локальное производство является их дополнительной ценностью.
Сейчас очевидно, что этот опыт имеет все предпосылки вывести «Антихрупкость» за пределы фарфорового завода и создавать подобные лаборатории на других предприятиях. И, конечно, нам приятно внимание со стороны художников с громкими именами, которые уже воспринимают нашу лабораторию как проект, куда можно приехать и поэкспериментировать.
Эффект бабочки
Были времена, когда российский фарфор, в том числе произведенный на Сысертском заводе, покупали за границей. Почему бы это не возобновить? Наши «конструктивистские» кружки вызвали большой интерес у аудитории: за три первых месяца продано четыре тысячи изделий с дизайном уральских объектов.
Причем большая часть заказов не из Екатеринбурга – из разных регионов России. Особенно приятно отправлять посылки в Мексику, Новую Зеландию, США, Австрию, Испанию и другие страны. Мы видим потенциал сделать продукт экспортным, выйти с продукцией «Антихрупкости» на международный рынок.
Конкуренция
Я вообще адепт того, что конкуренции в творчестве не существует. Зато есть взаимоусиление. Это подтверждают и результаты «Арт-резиденции в рамках фестиваля “Лето на Заводе”».
Художники из разных сфер две недели живут вместе, «взаимоопыляются», так сказать, неизбежно погружаются в смыслы и подходы друг друга. Например, один художник – из архитектуры, другой – из предметного дизайна, третий – из мультипликации, и у каждого из них абсолютно разный процесс поиска идей и создания работ. Понимание, как работают другие, дает новые ракурсы в собственной практике. У нас с Ильей (Илья Орлов-Бунин, соавтор проекта «Антихрупкость», прим. ред.) такая же история – мы оба продюсеры социокультурных проектов, но нам классно работать вместе: у каждого есть свои сильные стороны, и получается «один плюс один равно одиннадцать».
Команда
Я верю в единомышленников и в широкое слово «предназначение». Команда «Антихрупкости» – точно неслучайные люди. У всех нас очень похожие внутренние миссии, и все мы получаем удовольствие от пользы и реальных результатов совместной работы. Сейчас штат расширяется: появятся пиарщик и новые smm-специалисты, потому что для нас очень важно быть открытыми и активно рассказывать о ходе проекта. Надеюсь, скоро присоединится и финансист, который поможет простроить коммерческую составляющую проекта и научит считать деньги. Креативным командам часто не хватает этой экспертности.
Миссия
Около двух лет назад у меня было мощное экзистенциальное переживание, где я четко осознала, что моя ценность – это тотальная красота. Во всем. Мне важна эстетика повседневности: каждый день пить чай из красивой кружки, носить самые лучшие наряды, не откладывая на потом. И в этом смысле мне важно эту красоту приумножать: когда-то я занималась уличным искусством и украшала улицы, чтобы людям, которые с утра идут на работу, было приятно созерцать город и думать о прекрасном. Сейчас это – помогать другим авторам создавать и распространять эстетику, искусство через проекты, которыми я занимаюсь. Для меня функция красоты заключается не только в украшательстве, но и в побуждении к внутреннему диалогу с самим собой.
Полную версию материала ищите в печатной версии VS Print