
В прошлом году настоящим хитом Netflix стал британский мини-сериал о сталкинге «Олененок». Похоже, в этом сезоне компании удалось повторить прошлогодний успех — и вновь проектом из Великобритании. «Переходный возраст» – сериал на криминальную и психологическую тематику, который рассказывает о подростке, обвиняемом в убийстве своей одноклассницы.
Первое, чем поражает «Переходный возраст», так это своим техническим исполнением. Сериал состоит всего из четырех серий, каждая из которых снята одним непрерывным дублем. Прием хоть и не новый — достаточно вспомнить такие картины, как «Бердмэн» или «1917», активно использующие этот технический ход — и все же привлекающий внимание. В «Переходном возрасте» камера преследует различных персонажей, то кружа вокруг них, то буквально взлетая в воздух, дабы запечатлеть маршруты героев. Камера здесь подобна взгляду зрителя, который будто по кусочкам собирает фрагменты истории из уст разных свидетелей, чтобы докопаться до истины. При этом правда все равно ускользает, и даже во время демонстрации прямых улик против главного героя по имени Джейми, все равно возникает парадоксальное сомнение в его виновности. Выбор такого визуального решения задает динамику, создавая иллюзию происходящего «здесь и сейчас», что дает дополнительное напряжение.

В каждой серии градус эмоционального накала возрастает, хотя сюжетные события эпизодов в итоге немногочисленны и их спокойно можно пересказать в паре предложений. В фокусе — именно длинные диалоги, через которые зритель выискивает крупицы информации, позволяющие понять мотив преступления, и актерская игра. Особенно выделяется Оуэн Купер, сыгравший главного подозреваемого Джейми. Он удивительным образом показывает невероятную амплитуду своего таланта, возможно поэтому многим зрителям до конца хочется верить в его невиновность: с виду парнишка кажется испуганным мальчиком с ангельской внешностью, но в ярости подросток превращается в беса, вполне способного взять нож в руки. И остается лишь недоумевать: как в его больших глазах детская невинность сочетается с беспросветным кризисом?
«Переходный возраст» поднимает острые и болезненные темы современности, связанные с проблемами семьи, образования и социума, в котором находится ребенок. Вопрос воспитания детей в новую эпоху, где есть огромная вседозволенность в виде интернета – важнейший в сериале. Подростки в проекте показаны скорее жертвами, которые не приспособлены к современной реальности. Они потеряли коммуникацию со старшими и копят в себе агрессию, вырывающуюся наружу. Самое страшное, что дети даже не понимают значения многих слов, которые применяют для травли сверстников, что тоже оказывается следствием сдерживания своей ярости. Это отлично показано во второй серии, действие которой сфокусировано на школе. Травмированные дети – сосуд для скопления зла окружающего мира, они совершают поступки импульсивно. Мурашки начинают бегать по спине от осознания того факта, что они до конца не отдают себе отчет в собственных поступках, поэтому убийство в призме их восприятия не кажется чем-то чудовищным. Да, окружающая среда жестока, но даже приспособленных к этому взрослых выбивают из колеи такие ситуации, как преступление Джейми. Да так, что привыкшая к аналогичным кейсам психолог, воспринимающая подобные случаи вполне повседневно и как часть своей работы, не может не выпустить эмоции в третьей серии.

Сериал буквально воплощает на экране страх родителей – как воспитать ребенка в нынешней среде, где информация стала настолько доступна? Ведь семья Джейми, на первый взгляд, абсолютно обычная, а экзистенциальному катарсису родителей, не понимающих, где они совершили ошибку в воспитании, посвящена вся четвертая серия.
Магистральна в проекте линия именно отцов и сыновей. Она проявляется не только во взаимоотношениях Джейми со своим папой. Их сюжету зеркальной становится история следователя и его сына, который как раз помог своему отцу лучше понять мотивы в преступлении подростка.
Как раз тут и кроется камень преткновения – потерянная коммуникация между родителями и их детьми. А когда отсутствует возможность разговаривать на одном языке, подростки, подобные Джейми, оказываются предоставлены сами себе. В итоге они все больше углубляются в комплексы относительно своей внешности и мужественности, навязанные извне. Зритель видит, что для героя крайне важна фигура отца, и еще одним барьером для откровенного разговора становится страх как-либо разочаровать его. Это чувство в итоге перерастает в ненависть к себе, к миру, к женщинам, что приводит к дальнейшей трагедии.

За четыре серии «Переходный возраст» вызывает огромный спектр чувств и эмоций. Но, как и у многих подобных историй, такие ощущения будут вызваны, вероятнее всего, лишь при первом просмотре. Сериал поднимает все больные и актуальные социальные вопросы, но не дает на них ответов, не предоставляет возможных путей решения, апеллируя скорее к эмоциональному зрительскому спектру. Проект оставляет смотрящего в недоумении. И остается лишь вопрошать, подобно Джейми в финале третьей серии, кричащего в эмоциях на психолога. А в ответ лишь тишина. Или песня Стинга, напоминающая про хрупкость человеческих душ.