Кинотеатры в Екатеринбурге работают в штатном режиме, однако фильмов к показу практически нет. Разбираемся, кукую альтернативу голливудским новинкам предложили местные залы, и почему на блокбастеры прошлых лет стоит сходить еще раз.
Какие фильмы перестали показывать в России
Первые потери киноиндустрия понесла 2 марта — за день до премьеры дверью хлопнул «Бэтмен». С тех пор в России приостановили деятельность крупнейшие студии — Sony, Disney, Warner Media, Paramount и Universal.
На больших экранах кинолюбители не увидели фантастический фильм «Морбиус» и премьеру мультфильма «Я краснею». Отмена коснулась и других кинопроектов, среди которых: «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» Дэвида Йейтса, «Белфаст» Кеннета Брана, «Глубокие воды» Эдриана Лайна, «Скорая» Майкла Бэя, мультфильм «Плохие парни» Пьера Перифела.
«Наша выручка упала на 70% еще в пандемию, что уж говорить сейчас, когда крупные голливудские студии приостановили в России прокат своих фильмов. Сейчас у «Континент Синема» примерно такое положение — мы по-прежнему в бизнесе, но выживаем за счет собственного энтузиазма», — говорит коммерческий директор сети кинотеатров «Континент Синема» Виталий Диденко.
Сегодня перед владельцами кинотеатров открытым остается вопрос: чем заполнять освободившиеся сеансы? Один из вариантов — повторно показывать картины прошлых лет. И хоть классику кинематографа вроде «Любовь и голуби», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Золотой теленок» публика любит, заработать на этом прокате едва ли можно так же, как на зарубежных новинках.
Как выживают кинотеатры Екатеринбурга
Несмотря на сложности, местные кинотеатры предлагают жителям города огромный выбор проектов, в том числе детских. Вот некоторые из них.
«Можно посмотреть “Артек. Большое путешествие” с Михаилом Галустяном, фильм “Аманат” про историю мальчика с Кавказа, которого выкрали. Есть много мультфильмов — «Три кота и море приключений», «Кощей. Похититель невест». Спрос на них есть, но надо понимать, что это не голливудские проекты с огромными бюджетами. Все гораздо скромнее», — продолжает Виталий Диденко.
Что с местным контентом
В новых условиях кинопроизводства быстро сориентировалась Свердловская киностудия — она уже получила гранты Министерства культуры РФ на три полнометражные картины. Это документальный фильм «Нелюбимка» (о NILETTO), документальный альманах «Код города» (о Екатеринбурге глазами его жителей) и игровой фильм «Сломя голову».
«Летом в Екатеринбурге пройдут съемки тизера картины «Длительные свидания», которую также планируют снять на Свердловской киностудии», — комментируют в пресс-службе Свердловской киностудии.
Параллельно идет работа еще над двумя полнометражными фильмами: «Viva, небо!» и «Цинга». Обе картины дебютные. Сейчас дорабатываются сценарии, чтобы подать заявку в Минкультуры РФ. Не остаются в стороне и другие направления киностудии: например, собираются заявки на анимацию, сериалы, документальные короткометражные и полнометражные фильмы.
Однако Свердловская киностудия, по словам генерального продюсера Ольги Ерофеевой-Муравьевой, не сможет воспользоваться уходом представителей зарубежной киноиндустрии с российского рынка и занять освободившуюся нишу.
«Производство фильма — это не менее трех лет для игрового кино, не менее двух лет для документальных фильмов. Наш перезапуск произошел только год назад. Этим летом мы приступаем к съемкам трех первых картин. Готовы они будут не раньше следующего года. Поэтому в данный момент мы не можем занять эту нишу», — делится мыслями генеральный продюсер киностудии Ольга Ерофеева-Муравьева.
На что надеяться и от кого ждать поддержку
Владельцы кинотеатров не пытаются делать вид, что смогут выехать на отечественном кино и прямо говорят: отрасли нужны или голливудские фильмы, или субсидии от государства. Ассоциация владельцев кинотеатров запросила у правительства РФ поддержку, но в предоставлении субсидии в размере 6,5 млрд рублей было отказано.
«Боюсь, что уже к осени останется не более 20-30% от нынешнего количества кинотеатров, большинство из которых — муниципальные», — предполагает Виталий Диденко.
По оценке Ассоциации владельцев кинотеатров, к концу 2022-го года убыток отрасли составит 11,1 млрд рублей. Максимальный прогнозный уровень сборов российских фильмов до конца года — не более 6,142 млрд рублей.
Однако положительные перспективы у кинотеатров в российских регионах все же есть: например, команде Свердловской киностудии удалось наладить связи с федеральными и региональными властями. Инициативы киностудии поддерживают министр культуры РФ Ольга Любимова, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, региональный министр культуры Светлана Учайкина.
Анастасия Зайцева