Бизнес

Что делать во время спада деловой активности: авторская колонка Татьяны Брунер

В прошлой колонке я рассказала о том, как бизнесменам кризисы помогают вырасти и какие четыре стадии становления бизнес-идентичности выделяют исследователи. Сегодня хочу рассмотреть частную и актуальную ситуацию: сезонный спад деловой активности – разберем, что делать, чтобы стабилизировать ситуацию.

Часть бизнесменов подобные периоды проходят устойчиво, но есть и те, кто стабильно, каждый сезон, «проваливаются» в тяжелые переживания. И даже если они помнят, что в прошлые сезоны так же были спады, все равно отмечают упадок сил, бессонницу, навязчивые тревожные мысли и высокий уровень раздражительности.

Проходить через бизнес-кризисы помогают такие качества, как активность, целеустремленность, видение перспективы будущего развития, уверенность, знание людей и вера в успех. А вот мешают справляться с ними и переходить на новый уровень профессионального становления – неумение отключаться от автоматических негативных мыслей, расслабляться и замедлять поток сознания. В итоге нервная система приходит в состояние болезненного перевозбуждения: появляется много тревожной суеты и мало продуктивных решений проблемы. Человек проваливается в иллюзию: «Если я и команда бегаем и судорожно что-то делаем, если при этом у всех еще тревожно-напуганные лица, то значит мы осознаем сложность ситуации и ищем выход, мы работаем». Но нет, в таком случае мозг переходит в режим «угрозы», и начинает действовать из базовых стратегий «Бей, беги, замри». В таком состоянии не рождаются гениальные решения, там задача одна – уйти от стресса любым доступным способом: заболеть, начать конфликтовать со всеми, употреблять алкоголь и т.п.

Очень часто затянувшиеся бизнес-кризисы – это, по сути, растянутое во времени решение проблемы, а растянуто оно потому, что у самого бизнесмена зашкаливает тревога и отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции.

Давайте рассмотрим, какие есть рекомендации того, куда полезнее направить фокус внимания в периоды «спада активности», чтобы это было более продуктивно для бизнесмена и его бизнеса.

  1. Чем выше стресс, тем больше внимания уделяйте своему здоровью, своим эмоциональным ресурсам и занимайтесь эмоциональной саморегуляцией. Не надо дожидаться периода, когда у вас все будет хорошо в бизнесе, вам поддержка нужна именно сейчас.
  1. Если выполнили первую рекомендацию, тогда сработают и следующие: важно направить фокус внимания на дальнейший рост через обучение и поиск новых решений. И, в зависимости от того, на какой ступени бизнес-становления вы находитесь, можно рассмотреть такие варианты.

Итак.

  • Если вы находитесь на стадии «предпринимателя» и у вас еще нет команды, то сделайте ставку на свое личное развитие в плане продаж. Например, пройдите обучение или почитайте дополнительную свежую литературу. Важно «прокачивать» этот скилл. Также нелишним будет обратить внимание на управленческие навыки – это станет подготовкой к переходу на следующий уровень.
  • Если вы находитесь на стадии «менеджера», то направьте силы на этапе спада деловой активности на «прокачку» собственной финансовой грамотности, то есть, на подготовку к переходу на этап «инвестора», а также поизучайте альтернативные методы поиска клиентов. Что же касается команды, которая у вас на этой ступени уже есть, то для нее организуйте, например, тренинг по деловому общению или по продажам. Здесь важна подача: не обвиняйте подчиненных в спаде, а донесите до них мысль, что это сезонное явление, которое дает вам всем возможность заняться улучшением своих профессиональных компетенций. Люди не должны воспринимать тренинг как наказание за плохую работу. Важно делать акцент на поддержку и развитие, а не на усиление контроля и давление.
  • Если вы находитесь на стадии «инвестора», то, во-первых, я вас поздравляю с этим высоким уровнем, потому что до этой ступени добираются далеко не все бизнесмены. А во-вторых, я вас успокою: и на этом уровне многие также сталкиваются со спадами активности, это – норма. Посвятите освободившееся время, например, прохождению тренинга по системным изменениям, а также изучению схожих сфер деятельности и, конечно, углублению своих знаний в финансовой и инвестиционной деятельности. Для персонала можно организовать тренинги по командообразованию, деловым переговорам и управлению (для топ-менеджеров).
  • Если же вы на верхней ступени своего бизнес-становления и занимаете роль «лидера», то в периоды спада важно обратить внимание на собственную личность: на этом этапе бизнесмен испытывает колоссальные нагрузки, связанные с рисками. Сделайте ставку на коучинг и личную терапию, вам просто необходим человек, с которым вы в конфиденциальной обстановке можете обсудить все то, что разрушает вашу психику, а также уделите достаточное внимание регуляции эмоциональной, когнитивной и волевой сфер – с помощью апробированных методов глубинной психотерапии. Также обратите внимание на тренинги лидерских навыков – для понимания того, как работают механизмы взаимодействия с последователями и как расширять эту аудиторию. Для команды организуйте тренинги проактивности, обратите внимание на профессиональные конференции, которые помогут мотивировать и активировать ваших сотрудников.

Ну и напоследок: любой спад деловой активности – это обязательная составляющая в развитии любых бизнес-процессов. И очень важно наработать навыки эмоциональной саморегуляции, а также вывести на первый план четкое планирование и понимание, как использовать этот период для того, чтобы нарастить необходимые компетенции и вывести свой бизнес на более высокий уровень.

vs-online