Культура

Что читать? Авторская подборка Юлии Вагановой

Эти книги можно объединить лишь одним – их написали мужчины. Абсолютно разные, но все их произведения получили заслуженное признание и популярность у читателей.

Даниэл Мейсон «Зимний солдат»

Психиатр-писатель или писатель-психиатр? Неважно, Мейсон, судя по своим книгам, человек талантливый, знающий и вдумчивый. Это сразу видно по его роману «Зимний солдат».

Место действия – Вена, 1914-й год. Мальчик Люциуш, в жилах которого течет кровь потомков Яна Собеского, вырастает в юношу, которого вихрем увлекает медицина. Папа – гусар, помнящий еще крылья из страусовых перьев, разящих своей роскошью врагов наповал. Мама – влиятельная и светская до совершенства. А сын вот как-то не удался, странный, непонятный, хотя успехи делает немалые. Но кто же ими интересуется…

Но Гаврила Принцип уже пальнул по августейшей семье. И медик-недоучка пан Кшелевский, у которого впереди маячило научное признание, начинает свой путь по дорогам Первой мировой.

Первая рана, глухомань, церковь, наспех приспособленная под госпиталь. Изуродованные тела солдат, кровь, пот и слезы. Бесконечные варварские операции. Милосердную вахту на этом посту несет строгий ангел-хранитель бойцов, монашка-медсестра Маргарета.

Конечно же, доктор и сестра станут близки. Проведут и переживут вместе столько монотонно-бесконечных зимних дней, спасая уцелевших бойцов. Будут вместе выхаживать тяжелого солдата, которого им подкинут. А военный театр представит очередной акт вселенской трагедии и разлучит сестру и доктора.

Люциуш, не замечая своих лишений и скитаний, одержим лишь одним: найти, найти своего сурового ангела. Перемирие, революция, возвращение в родительский дом – эти события мало занимают его голову. Поиски Маргареты, да навязчивый кошмар о «зимнем солдате» – вот что в голове бывшего доктора.

Он даже женится, по настоянию матери, словно под наркозом. Морок рассеивается, и пан Кшелевский решает найти Маргарету любой ценой. Конечно же, они встретятся. И студеные дни в заброшенной церкви среди крови и вшей окажутся для них самыми счастливыми. Тогда они были вместе.

Даниэл Мейсон проделал очень кропотливую работу – в его тексте нет ни географических, ни исторических, ни бытовых неточностей (только с метеоритом немного погрешил). Он консультировался у целой армии экспертов. Да и переводчики романа Александра Борисенко и Виктор Сонькин вооружились помощью не на шутку.

Как говорят польские панны, как одеваются немецкие офицеры. Какое оружие применялось в то время в Первой мировой войне. Как и чем лечили, какими были раны, полученные на фронтах. Наш современник, калифорнийский профессор психиатрии, достаточно убедительно «прожил» это окаянное время вместе со своими героями.

Кстати, роман выдвинут на ежегодную премию года «Выбор читателя 2022» в номинации «Лучший зарубежный роман»

Кому читать: тем, кто хочет стать доктором; тем, кто интересуется историей; тем, кто ищет свою любовь.

Роман Марс, Курт Кольстедт «Город в деталях. Как по-настоящему устроен современный мегаполис»

Настоящий путеводитель из серии «книжку под мышку – и давай гулять». Различные загадочные обозначения на непонятных ящиках и коробах, столбы и столбики, скамейки, уличные фонари, заборы… Этакое обширное хозяйство городских коммунальных служб, которое обязательно присутствует в каждом приличном мегаполисе. Скучно? Отнюдь. В этой книге содержатся невероятно интересные сведения о самых различных деталях, которые находятся на городских улицах и особо не привлекают внимание. «Читать» город, постигать и расшифровывать оснастку и архитектуру его аллей и переулков с этой книгой оказывается захватывающим занятием.

Рассказы известного подкастера и автора различных радиошоу Романа Марса необыкновенно увлекательны, и каждая история – о том или ином элементе оформления или архитектурной детали здания (примеры деталей и элементов собраны из самых разных городов нашей планеты). Каждую страницу можно сверять и сравнивать с урбанистическим пейзажем родного района-квартала. Фауна и флора, комфорт и неудобства, социальные аспекты, взлеты и падения – даже свой собственный город теперь можно «разобрать-собрать» по кирпичику, понять, почему он вырос именно таким и как устремляется в будущее. Книга хороша не только своим текстом, его уместно дополняют рисунки-схемы-чертежи. Легкие, с юмором, понятные. Есть отсылки к любопытным историческим фактам и личностям (инженерам, архитекторам, строителям, художникам). А еще дает настрой соблюдать правила городского жителя и не гадить в том месте, где живешь. Лучше обуютить.

Кому читать: работникам городских коммунальных служб, студентам-архитекторам; тем, кто начинает карьеру экскурсовода; тем, кто любит городские прогулки; тем, кто увлекается граффити и городскими активностями.

Александр Бушковский «Рымба»

Среди карельских скал на острове затерялась деревенька Рымба. Здесь мирно соседствуют христианство и язычество, деревенские живут своим укладом, лишь изредка соприкасаясь с внешним миром. В эту смиренную глушь попадают «служивые и государевы люди» только по сильной нужде. Этакий лубок, остров Буян. Герои романа все, как на подбор, без сучка-без задоринки. Есть, как по разнорядке, и свои колдуны, и девицы-красавицы. И люди с «трудной судьбой». Рымба, как голыш под озерной водой, каждого под себя приспосабливает. Текст наполнен, как лукошко морошкой, житейскими описаниями.

– Знаешь ведь, отрок, почему открытые небу досочки мы стараемся топорами рубить, обтесывать? – спрашивал он парня.

– Чтоб не гнили, видать?

– Верно мыслишь. Пила древесину треплет и грызет, волокна рвет. А острый топор при точном ударе режет-отсекает, за собой срез заглаживает. Поры затыкает, воду не пускает. Потому шов от пилы намокает и гниет, а затес от топора подсыхает-вялится. Топорные храмы и живут веками.

Образы жителей необычны – все-таки читатели уже привыкли, когда героя перекашивает в какую-то пропасть. Лепота и благость окружает этих неприхотливых людей. Куда им с этого острова, если еще только здесь и осталась неиспорченная цивилизацией, простая жизнь? У здешних чисты не только руки и глаза, даже помыслы не отягощены лихим.

За два часа сети перебрали, поплавки на рогатки насадили, кольца веревочками схватили. По ходу дела Волдырь рассказывал Сливе байки из деревенской жизни и потихоньку выспрашивал о нем самом. Слива коротко отвечал. Так Волдырь узнал, что татуировки на теле Сливы – синтез мазохизма, ошибок молодости, а также ложного понимания красоты и мужественности. Хотя причины эти можно расставить и в обратном порядке. Слива же понял – остров могуч, деревня стара и живуча, люди в ней добры и веселы, а земли и воды вокруг кормят их и поят. Не ленись только, не жадничай и не гадь вокруг себя.

Деревня Рымба в романе получилась не заповедным захолустьем, где герою предстоит пройти духовный детокс. Она живая, в ней есть дух и плоть.

Роман получил премию журнала «Октябрь» и вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер». Автор «Рымбы» родился в Карелии, он бывший майор милиции, участник чеченского военного конфликта.

Кому читать: тем, кто желает познакомиться с Русским Севером. Тем, кто давно не слышал о хороших людях. Тем, кто верит.

Vsetyah