Осеннее путешествие с налетом ностальгии – берем книгу, отправляемся в другие города.
Две столицы – Санкт-Петербург и Москва негласно состязаются за звание «Самый-самый-самый… город на Земле». И вот «самые-самые-самые» 32 известных москвича представили в этом сборнике свои воспоминания, впечатления, признания в любви родной Москве-матушке. Питерцы через год выступили своим сборником. Состязание получилось увлекательным, все выиграли, особенно читатели.
А третья книга о городе, который похож на сотни других городов. Но признать его трудно. Каждый месяц туда упорно приезжает один и тот же человек. Что он ищет на стандартных, безликих улицах? Вопрос, конечно, интересный.
Сборник «Москва: место встречи»
«В Москве существует немного мест для встреч, как и в Ленинграде. Можно встречаться у метро «Краснопресненская», около рабочего с гранатой».
Владимир Березин «Чернила февраля. Тверские-Ямские»
Столичный шум и темп не предполагают задушевных встреч и долгих свиданий. Но в этой книге столица-красавица такая непривычная, без лоска и спеси.
Исчезнувшая Москва – прекрасный мир. Его реконструкцией (этого мира) авторы сборника и занимаются. Каждая история о той или иной улице, районе, доме полнятся такими живыми, плотными ощущениями истинно московского времени. Население тоже под стать своему городу – ироничные интеллектуалы, жадные до новостей и всего передового. Дворы Арбата, невидимая Неглинка (в Москве тоже есть реки). Миусская улица, Остоженка-Солянка-Полянка, разнообразные памятники русским классикам…
«По свойственной жителям моего великого города знаменитой московской лени ни один ансамбль тут никогда не достраивали, ни один проект не завершали»
Е. Бунимович «Неглинка: фрагменты одной жизни и одной реки»
Повествования исполнены такой щемящей ностальгией по городу детства и юности, но особенно яркими и теплыми, конечно, у всех авторов стали портреты москвичей их ареала обитания, от дворников до академиков. Концентрация знаменитостей в столичном центре улиц порой зашкаливает, как и количество мемориальных досок на фасадах сталинских высоток.
«На моей памяти по соседству с нами в квартире 422 жил артист Владимир Володин, знакомый зрителю по кинофильмам «Кубанские казаки», «Волга-Волга» и, конечно, «Цирк». Это он катался на трехколесном велосипеде по манежу, неустанно напевая: «Весь век мы поем, мы поем, мы поем…»».
М.Москвина «Мой тучерез»
С концом эпохи великих и могучих Москва приобрела абсолютно другой вид, и народ прирос «не тот», далеко не тот. Авторы сборника похожи на детей, которые потерялись в этих радиальных кольцах столицы. И потеряли чудо. Но грусть их светла, стиль письма прекрасен, а в текстах полно искренних чувств.
В сборнике любовные признания Москве сопровождают иллюстрации Алены Дергилевой.
Кому читать: Тем, кто посещает столицу только с деловыми визитами; тем, кто относится к Москве пренебрежительно; тем, кто хочет лучше узнать «главный город Земли».
Сборник «В Питере жить»
Под одной обложкой (то же название носит рассказ о детских воспоминаниях Елизаветы Боярской) собраны произведения более 30 авторов абсолютно разных поколений. Писатели, публицисты, поэты, актеры, художники, рок-деятели (в списке значится и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский) делятся «своим Питером». К этому городу их привязывают детство, семьи, любовь, дружба, работа, житейские истории.
Кстати, в рассказах чувствуется этот интеллектуальный, чуть отстраненный холодок повествования, присущий только тем, кто хотя бы немного пожил среди дворов-колодцев, в легендарных коммуналках с парадными в лепнине и гулливерскими окнами-потолками, дворцов и особняков, знававших «великих и ужасных».
Кто копнул культурный слой этого города, да так и не может остановиться до сих пор. Звон трамваев, гудки заводов-пароходов, запахи корюшки, гниющих водорослей сопровождают тексты и несколько понижают имперский размах Исаакия и колонн Растрелли.
«Да мало ли на что и на кого можно было наткнуться в полутемных парадных ленинградских домов, провонявших кошачьей мочой и кухонными ароматами».
М. Шемякин «Унылые места – очей очарованье»
Клодтовские кони, северный модерн, сны Раскольникова, перо Пушкина, облака Бродского. В книге тесно от истории, архитектуры, литературы. От персонажей тесно, известных, классических. Персонажей, включенных в жизнь рассказчиков, которая проистекала, бежала-струилась, закованная в гранитный холод «Петра творенья». Острова, каналы, улицы-проспекты, улицы-линии беззастенчиво и неоднократно переименованные, выдержали такой накал страстей (балы августейших особ, восстание декабристов, теракты и бои революционеров, демонстрации, блокадный морок).
«Вспоминаю ту зиму блокадную жуткую,
Где дымился наш дом, подожженный “буржуйкою”,
И пылали ракет осветительных радуги
Над подтаявшим льдом развороченной Ладоги.»
А.Городницкий «Слово о Питере»
Но не подумайте, что в рассказах и стихах сборника «Северная Пальмира» предстает унылой, депрессивной развалюхой. Да, многие авторы сборника сожалеют и вздыхают об ушедших «районах-кварталах», перелицованных дворах детства, городских легендах.
Вот и у Татьяны Мэй, например, которая «заболела» петербургскими маршрутами и теперь водит по ним туристов, в рассказе «Через Атлантиду – дворами» читателя на каждом углу и перекрестке ожидают эдакие сити-скетчи с бомжами, музыкантами и старушками в митенках. Здесь петербургские подворотни выглядят очень нарядно исолнечно на фоне речетатива некоторых литераторов «раньше-город-был-другим».
«Стоит что-то понять про этот город – и он тут же изменится»
А.Степанов «Лесной»
Сборник дополняют замечательные иллюстрации художника Андрея Бондаренко.
Кому читать: тем, кто любит Питер. Тем, кто собирается в Питер. Тем, кто открывает для себя новый Питер
Дмитрий Данилов «Описание города»
«Он не низок, не высок, он не узок, не широк…»
(из народного творчества)
Герой романа решил поставить эксперимент – приехать в какой-то город, расположенный не так, чтобы далеко, но и не очень близко. И не такой уж большой, но и не совсем уж маленький. И описать его, не упуская ни одной детали. Поначалу настраиваешься на увлекательное, несколько забавное (ну не в Африку же собирается наш герой!) тревел-приключение. Как у «митьков», со своей поездкой в Пушкино.
«Хорош город И. Там много промышленности, имеется большой водоем. Но тоже далековато. Город П. неплох. С другой стороны, и не особо хорош. На карте города П. преобладает зеленый цвет — он весь состоит из парков, садов, огородов, частного сектора. Собственно, города в городе П. довольно мало. Нет, не подходит. Были мысли насчет города С. Близко, удобно. Но как-то там слишком ничего нет. Это нехорошо».
Дмитрий Данилов «Описание города»
Но ничего увлекательного с описателем города не происходит. Ни разу. Текст наполнен описанием улиц, заборов, ворот, железнодорожных переездов, автостанции, вокзала, сети торговых центров – что вижу, то пою.
Целый год проходит постижение города, но ни разу за это время странник не завязал никакого диалога с местными обитателями (вру, поговорил с музейным работником). «Приятный разговор с интеллигентной смотрительницей о местах описываемого города, связанных с выдающимся русским писателем, который жил в доме 47 по улице, названной в честь одного из месяцев. В частности, о том, где находилось первое место жительства выдающегося русского писателя в описываемом городе. Место, где стоял этот дом, точно не установлено, известно только, что это было совсем рядом с главным вокзалом описываемого города», ни с кем не подружился, ни в кого не влюбился. Его не избили в маршрутке, не обворовали и даже не напоили до бесчувствия на местном стадионе (на спортивные соревнования он тоже ходил). Скучно?
Оказывается, совсем нет. Данилов удачно завершил свой литературный эксперимент. А будучи настоящим мастером слова, создал любопытный текст романа. Кому-то он может показаться непонятным, скучным, вязким. А кого-то захватывает с первых страниц. Многие пытаются отгадать, в какой же город совершал свои поездки герой и существует ли он на карте нашей Родины. Попробуйте отгадать. А еще там есть абсолютно убойный текст песни «Мужичок за 50…». Можно самому сочинить музыку.
P.S. В Ярославской области есть город Данилов
Кому читать: Студентам-филологам; тем, кто любит «сложную» и модную литературу; тем, кто строит маршруты «выходного дня».
Юлия Ваганова