Новая подборка Юлии Вагановой – о детях. Маленьких, подростках, взрослых и седых детях. Оказывается, что детский мир – это не только магазин игрушек. Это мир, где есть место страхам, предательству, глупостям. Трудно выжить, трудно состояться. Но если хватает сил и веры в чудо, тогда все может кончиться хорошо.
Роман, вошедший в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», о детстве-отрочестве-юности, прошедших под лихой шансон 90-х.
Живут себе Женя и Даша, да еще Илья. Этот треугольник вписан в семейный круг – они все кузины-кузены, вынуждены коротать лето на бабушкиной даче, где скучновато, тесно и всегда урождаются деревянные, кислые яблоки. Хотя детство пока дарует прелести старого дуба, лесных прогулок, блаженного безделья с книгой.
Эти незатейливые, невинные эпизоды воспоминаний могут скрасить безрадостное школьно-домашнее существование с тревожными взрослыми, не отягощенными душевной заботой и выбором слов в отношении своих отпрысков. Родителям наших героев совсем несладко – перестройка вынуждает их крутиться-вертеться, чтобы прокормить семьи. Воспитательные процессы проходят рывками, да и личная жизнь вся в угрозах и грозах. А в самой Москве – сплошные взрывы да теракты.
Светлым ангелом среди взрослого поколения оказывается лишь бабушка героев, хотя ей посвящается не так уж и много страниц. Она изо всех сил пытается баловать заброшенных и затюканных деточек, даже как-то спасает от погибели.
Несмотря на дикое желание любви, хорошей семьи и светлого, обеспеченного будущего, у Жени, Ильи и Даши все складывается не очень удачно. Конечно, плоды воспитания оказались обработанными ядом общественного мнения, предрассудков и тотального непонимания. Наши герои покорно встали на путь, который начертил им семейный круг. Но через невероятные собственные потери, «невидимые миру слезы», все-таки одна парочка уцелела. Вырвалась из границ тотального контроля. Любовь, оказывается, прорастает и на безнадежной почве. Даже яблоки со временем становятся съедобными.
Кстати, в книге впервые упоминается, когда так лихо начинается волна домашнего насилия и преступлений, вызванных желанием защититься от него.
Кому читать: родителям подростков; педагогам; тем, кто живет «не своей» жизнью.
«Послушай: ветер свистит атональный мотив,
Ветер назойлив, ветер игрив.
Он целует меня, он кусает меня,
А тем, кто сам добровольно падает в ад,
Добрые ангелы не причинят
Никакого вреда никогда».
Глеб Самойлов «Нисхождение»
Роман Татьяны Москвиной (журналиста, драматурга, сценариста, дважды лауреата премии «Золотое перо Санкт-Петербурга) делится по строкам хита группы «Агата Кристи», где и разворачивается действие «народной драмы». А там есть место и Эгле – Королеве ужей, и парижской «этуаль» Катаржине Грыбска, и мужчинам, подвизающимся в сфере кино и бардовских песен. Веселая компания, каждый из героев жаждет славы, либо денег, либо того и другого.
Но один образ выпадает из общего строя – девочка-«ромашка» из провинциального городка, воспитанная под строжайшим оком бабушки-маляра с вилами.
Бонусом к сюжету романа на страницах появляются речи, размышления и комментарии человека «кому на Руси жить хорошо» – некоей Нины Родинки. Нельзя сказать, что они гармонично вписываются в канву повествования, но иногда дополняют ее, наводят на читателя параллельные размышления и сдобрены хорошим ироничным юмором: «Люди – герои! Я уверена, на Том свете каждому второму прибывшему вручают орден с краткой формулировкой «За жизнь на Земле»…».
Итак, классическая семья-матрешка. Бабушка-мама-дочка. Бабушка с честью и совестью горбатится на внучку, мама, не отягощенная моралью, горбатится на дочку, но уже в Париже. Золотко-кровиночку пора «выводить в свет», под лучи успеха и обеспечить ей лучшую долю. Проект «Успешная дочка» должен обеспечить грядущую старость. А бабушка, со своими устаревшими понятиями о чистоте и совести, страшится, что дочь начнет просто-напросто торговать юной прелестницей. Все стараются, как могут, не спрашивая, что же сама девочка хочет.
Начинается реализация маминого проекта «Девочка ищет отца», смахивающего на все сериалы мира. В ареопаге родни прорисовывается и благородный кузен девочки Ники. Их соединяет любовь к Эгле – певице «не для всех».
Кстати, только вот почему-то в репертуаре «Королевы ужей» оказалась песня группы «Настя» «Ветер», автор текста Егор Белкин: «Но кто-нибудь поймет, кто-нибудь найдет, кто-нибудь услышит… Кто-нибудь рискнет, кто-нибудь возьмет, кто-нибудь напишет…». В оригинале песня называется «Ветер», у Москвиной – «Тот же ветер». Да и линия Эгле в романе как-то предсказуемо сходит «на нет».
Но вернемся к драме. Подлец-отец, постаревший бард одного хита, до ужаса боится урагана «Катаржина-Карантина-Катерина». В результате напряженных переговоров, оскорбленная в святых материнских чувствах, парижская «штучка» выходит на тропу войны. А война, как известно, никого не щадит. И вообще с мужскими персонажами в «народной драме» как-то хило: они трусливы, нерешительны. Рефлексируют, заботятся только о своем комфорте и о своих чувствах. Но на Нику-Веронику реагируют все положительно – красота и молодость всегда ценится в мужском мире. Хотя и ненадолго.
Походы на ток-шоу принесут славу маме, но какой ценой? Дочка попадет в нужные руки, но кто пощадит чистоту юной девы? Во времена Никиной бабушки от позора дочиста отмыться было невозможно. Сейчас же можно пройтись силиконовой щеточкой, стряхнуть ошметки и вперед. Чистенькими, за славой, деньгами и прочими достижениями искусства.
К сожалению, Татьяны Москвиной не стало 25 июля 2022 года, ей было 63 года.
Кому читать: тем, кто творит себе кумиров; тем, кто интересуется чужой жизнью на ток-шоу; тем, кто не знает своих родственников.
Девочка Сашенька слышит самолеты. Играет в разведчиков с мамой – ни за что-ни за что она не должна рассказывать кому-то, что у нее есть папа. Он живет за стенкой, в соседней квартире. И Саша его слышит. Но ей нужно быть хорошей девочкой, поэтому Сашенька врет.
Саша хоронит маму, наконец-то становится частью семьи папы, выходит замуж за своего брата и приходит работать в контору своего деда. Но ни за что – ни за что об этом никто не должен знать. Ни о странном брате, ни о великом деде. И поэтому Сашенька врет.
Саша пытается услышать себя, цепляясь за мамины вещи, детские воспоминания, состоятельного покровителя-любовника. Но ей нужно быть хорошей женой, задуматься о ребенке, ремонте в квартире и своей карьере. Поэтому Сашенька врет.
Главной героине романа «Саша слышит самолеты» приходится столько терпеть от своих родных, сколько не вытерпели бы ведьмы на инквизиторском костре. «Врать нехорошо», а как не врать, чтобы всем вокруг было хорошо? Правда, опять никто-никто на свете не хочет спросить, хорошо ли бедной Саше? Вокруг столько сильных и умных мужчин (даже муж-брат талантлив), но никто-никто не хочет защитить Сашеньку. Предатели и трусы.
И надоедает как-то Сашеньке бояться – и врать надоедает тоже. Она сбегает, чтобы все-таки услышать себя без телефонных звонков, упреков, угроз и воззваний к совести. Конечно, девочка уцелеет, услышит то, что нужно только ей. Найдет сильного и умного, простит всех трусов и предателей. И научит родную девочку слышать самолеты.
В финале романа автор все-таки вырисовал буколическую картину замирения блудного отца Сашеньки с многочисленным семейством. Рассказал о трудной судьбе двоеженца. Одну проводил на тот свет, вторую оставил. Дочери молодость загубил. Нашел более молодое тело. Но гарем не злопамятен, все откровенно, все ведь без вранья теперь.
Кому читать: тем, у кого растут дочери; тем, у кого нет папы; тем, кто давно не общался со своими детьми. Любовницам и брошенным женам.
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…