У себя в Норвегии писатель Туре Ренбег достаточно известен – он еще и музыкант, литературный критик, автор книг для детей. Но эта книга, хотя в сюжете фигурирует очень много семейных персонажей, далеко не детская.
Как не стать тревожными невротиками, если в семье жена – директор школы, а муж работает в кризисном центре с людьми, чье детство прошло в непрерывных кошмарах. В аккуратных сканди-домиках на экологически чистых просторах, взрослые порой творят такие непотребства, что их последствия приходится разгребать годами.
Но в самой семье самого главного героя Йоргена все более-менее – теплая, шумная куча родни, жена, которую Йорген до одури боится потерять, смышленые сыновья, футбольные страсти. Поэтому значимым событием в его жизни становится приезд новых соседей. Тоже люди как люди. Но что-то в них все равно настораживает, хотя врач Стейнар (так зовут главу семьи приезжих) демонстрирует всю палитру положительных качеств. Кажется, что он излучает свет.
Для нордических народов вообще не характерно близкое общение с малознакомыми людьми, и фонтанирующий своей харизмой сосед уже не вписывается в общий ряд обитателей городка. Что-то с ним не то… Ну а дальше – больше: тщательному анализу подвергаются самые незначительные детали поведения новых соседей. И что-то не так… А еще лучезарный доктор Стейнар предлагает взять за компанию на сынишку Йоргена провести с ними по-соседски денек-другой в горах на даче. Компания уезжает, а родителей мальчика накрывает такой волной паники, что они позволяют себе недопустимые вещи.
Незатейливый сюжет соседских взаимоотношений: у всех бывают парады тараканов в голове, а в результате как-то все устраивается. Но автор на протяжении всей истории держит читателя на «тревожной кнопке» ожидания – вот-вот нажмет. И кто же из «светлых», в конце концов, погрузится во мрак? Передышка небольшая, «кнопка» все-таки срабатывает, да так неожиданно… Всего лишь одна строчка, небольшое упоминание – и перед вами разгадка.
Кому читать: тем, кто любит «скандинавский нуар»; тем, кто работает с детьми; тем, кто боится добрых слов и проявления искренних чувств.
Обещали детектив, а на деле книга оказалась похожей на предыдущую. Только норвежская глубинка поменялась на шведскую. В дом (под номером 13), где из-за несчастного случая умер хозяин, заселяется приятная, энергичная семья с детишками. Пара наслаждается прелестями жизни вдали от столицы и начинает знакомиться с обитателями соседних домиков.
Порядки Горластой улицы – тишина, порядок и безопасность – нарушаются на первых страницах романа. Молодая мать, любимая жена сбита соседкой. Несчастный случай. У экс-модели есть мотивы направить свой ВМW по адресу – ведь благополучная супруга школьного учителя осложняет ей и без того непростую жизнь. Игнор мамаш, зависть, неудачи по службе, слишком пристальное внимание мужчин. И сын-подросток, которого настойчиво вытесняют из социума. Он неудобный, странный. Опасный для благополучных и добропорядочных жителей. Им нет среди них места, этим изгоям, зря стараются.
Под носом у читателя ходит преступник, которому не по душе порядки Горластой улицы и соседи надоели до смерти. Но дело даже не в этом затаившемся негодяе. Насилие становится насилием под влиянием мелочей – косого взгляда, шепотков и оговоров, цепочки неудач и фатального невезения. И, оказывается, что каждый может преступить черту, которой отгораживаются от беспорядков добропорядочные жители. А последствия могут быть ужасными и трагическими – особенно контрастируя на фоне уютных, чистеньких домиков и велодорожек.
Кому читать: тем, кто любит наводить общественные порядки; тем, кто никогда не попадал под власть манипуляторов; тем, кто невнимателен к поведению подростков.
Драматург, журналист, сценарист Валерий Печейкин позаимствовал название своего сборника у Антона Павловича Чехова. Ну, книга получилась не такая злая, как позиционирует самого себя автор. Эдакая солянка из наблюдений, диалогов, заметок и мыслей, возникших у автора в период пандемийного локдауна. Смешно, едко и метко.
Забыли уже, как оно было? Читаешь «Злого мальчика» и уже понимаешь, что прошла, прошла некая эпоха, когда что-то было таким актуальным, таким свежим и новым. А сейчас: ну, где уже это все?.. Так быстро промелькнуло, неожиданно изменилось то, что, казалось, будет длиться бесконечно.
Тексты не претендуют на «нетленку», драматургии и психологических поворотов-разворотов там тоже нет. Есть эдакий «Злой мальчик» Печейкин, ехидина и сноб, его тексты могут и повеселить, и с некоторой ностальгией вспомнить былое… Самое время, когда вот-вот накроет сумеречной депрессией и носовые платки станут мастэвом, познакомиться с такой книгой. Настроение от нее способствует скорейшему выздоровлению.
Кому читать: тем, кто любит блоги, телеги, подкасты; тем, кто забыл свои детство, отрочество, юность; тем, кто сидит дома с насморком.
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…