Стиль жизни

Что читать? Авторская колонка Юлии Вагановой

Помните, как мы радовались постам «сетевых писателей»? Открывали новые имена, жадно следили за их жизнедеятельностью? И получилось замечательно, что некоторым удалось написать текстов на целую книгу, а кому-то даже и не на одну. К старым друзьям всегда приятно возвращаться.

Слава Сэ «Маленькая опера»

Слава Сэ – человек-праздник, покоривший полмира. Рижский сантехник, бард, психолог, писатель и сценарист Вячеслав Солдатенко дарил своими текстами радость. Его посты в соцсетях расходились на цитаты, над каждой книгой можно было хохотать до колик… Взял и оставил нас, до обидного жалко. Его книга «Маленькая опера» вышла как раз в 2021 году, когда его не стало.

Книга «Маленькая опера» – безумно смешная. В борделе на оккупированной немцами голландской территории готовится к постановке опера «Валькирии». Почему в борделе? Потому что в голландском захолустье нет театра, а филармонию разбомбили.

«Вечером заблудший английский бомбовоз скинул пару фугасов. Весь город подпрыгнул, жители бегали прятаться в подвалы, многие не выспались. Утром Паола и Бено поехали в филармонию. И прибыли в совершенно незнакомое место.

— Вот ваша филармония, — сказал водитель.

Бено вылез из машины, помог выбраться Паоле, и только потом осмотрелся. Церковь осталась без стекол, ратуша закоптилась, а филармонии не было вовсе. Вместо нее дымилась гора камней.

— Ты куда нас привез? — Не понял дирижер.

— Куда просили, — ответил водитель. — Ратушная площадь.

— Но где филармония?

— Да вот же она. В разобранном состоянии, в виде отдельных кирпичей. Ничего, после войны сложим как было. Или даже лучше».

Слава Сэ «Маленькая опера»

Ждут важного гостя. Ждут итальянские мафиози, зашифрованные агенты Сопротивления, ждут штабные офицеры… Но опера – не детский утренник. Для ее постановки нужны люди, которые отчасти знакомы с музыкальными инструментами и обладают вокальными данными. А их как-то по тюрьмам и лагерям разобрали. Остался лишь контингент «веселого дома» для офицеров люфтваффе. И он ничем не отличается от обыкновенных актрис, когда режиссер начинает распределять среди них роли.

«— Для вас я – Брунгильда! Любимая дочь бога войны, – сухо ответила Паола.

— Я тоже хочу красивый псевдоним! Если Брунгильда занята, можно я буду госпожой Эсмеральдой? – спросила Герда.

— А я хочу быть феей Динь-Динь! У нее коленки, как у меня! – заявила Моника и показала всем чудесные коленки.

Бено бросил играть, вскочил.

— Нет, нет и нет! У валькирий были следующие имена: Герхильда, Ортлинда, Вальтраута, Швертлейта, Хельмвига, Зигрун, Гримгерда и Россвейса. Выбирайте.»

Слава Сэ «Маленькая опера»

Книга очень плотно набита яркими, уморительными диалогами – только кто-то закрывает рот, так уже другой герой вступает в пререкания, закатывает истерики, грозит немыслимым… Не успеешь прохохотаться, так следующая сцена еще краше. Казалось бы, тема не такая безобидная – офицеры вермахта бесчинствуют среди оккупантов. Но в книге нет никакого глумления или насмешки над военной темой. И кто над кем бесчинствует – это еще надо посмотреть.

К счастью, война заканчивается, смех и радость оперные исполнители людям принесут («Валькирии» – очень жизнеутверждающий спектакль). Слава Сэ как опытный психолог закручивает конфликт героев, но через какое-то время приводит их сложные отношения в порядок. Относительный, конечно.

«— Вот и хорошо! Мы же все здесь ради красоты собрались! Мы внутри одинаковые, как вишенки! Вишенки никогда не ссорятся!»

Слава Сэ «Маленькая опера»

Новых текстов Славы Сэ уже не будет. Ушла радость.

Кому читать: тем, кто хочет узнать содержание оперы «Валькирии»; тем, кто любит Славу Сэ; тем, кто грустит о нем; тем, кто интересуется занимательной психологией.

Алеся Казанцева «Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно»

Алеся Казанцева покоряла ЖЖ достаточно долго, рассказывая о своей нелегкой судьбе «понаехавшей» из Барнаула в Москву. Как сама говорила, что начала писать от одиночества. О себе, маме, Москве, работе в кино… Острый, веселый глаз, легкая, ироничная рука – Алесю «зачитали». Она стала знаменитой и топовой.

«У меня под столом всегда стояла сумка с набором полярника. Потому что днем готовишь съемку в офисе, а вечером идешь на площадку. А на улице зима-зима. Я переодевалась в офисном туалете. Все по строгой системе: сначала тонкие носки, потом еще одни, потом чуть потолще. Затем тонкие штаны. Еще раз шерстяные носки, чтобы натянуть сверху на штаны — ни щелочки для зимы остаться не должно. Водолазка. Тонкая красная кофта. Толстая синяя кофта. Свитер. Толстовка. Комбинезон. Все должно быть именно в этом порядке, подгоняешь каждую складку, система. Пакуешься в шарф. Шапка. Наконец, куртка. Перчатки. Поднимаем воротник!.. Все! И тут ты понимаешь, что нет… Ботинки не обула, а теперь не согнешься!..»

Алеся Казанцева «Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно»

Проходит время. Алеся обзаводится квартирой, ее приглашают работать на крутые проекты, вокруг звезды… Хотя ирония и самоирония не покидает ее даже когда она описывает похождения себя, своей мамы и любимого кота. Слава не кружит головы Петровне – она знает и любит свое дело. В ее рассказах она очень деликатно и с большим уважением упоминает об актерах и представителях шоубиза. И даже те, кого она не полюбила на страницах своих текстов, все равно радуются.

«К сожалению, это очень несолидно — приводить маму на съемочную площадку. Так не принято. У нас все на съемочной площадке были солидные и всегда вели себя так, будто им без разницы, кого снимать. Тем более, мама сама не хотела идти. Она боялась, что там все из Москвы, а она как эта. Она сидела за режиссерскими мониторами и смотрела, как я говорю: “А сейчас внимание! Приготовились! Камеры! И начали!“ И Юрий Антонов начинал. Я говорю: “Стоп!“ И он прекращал. А потом опять: “Начали!“ – и он пел. И так весь день. Мама к концу уже освоилась и пританцовывала на стуле, раскачивала головой и подпевала. А в конце все плюнули на то, что они солидные люди и побежали фотографироваться с Юрием Антоновым. Он уже уходил, потому что со всеми сфотографировался, а я толкала маму из другого конца павильона и шипела ей на ухо: ”Мама, прекрати! Что ты как маленькая?!” И было все равно, кто и что подумает. Потому что это моя мама. У меня мама ростом 156 и вся круглая. Когда я обнимаю маму, то кладу голову на ее макушку».

Алеся Казанцева «Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно»

Читатели нетерпеливы и беспощадны – они требуют еще и еще историй от любимого автора. Но Алеся слишком интенсивно вращается в кругу работы и семьи, пока не до историй. Ждите, а если скучаете, книга-то вот она.

Кому читать: тем, кто хочет попасть в мир кино; тем, кто растерялся в большом городе; тем, у кого завышенные требования к жизни.

Ольга Савельева «Проживая»

Ольга Савельева – блогер, автор многочисленных бестселлеров, продвигает различные благотворительные и социальный проекты. Книги ее – мотиваторы, заряженные позитивом, солнечные такие. Очередные истории о подругах, чашечках кофе, котиках… Ан нет. Кажется, что, постигая все эти истории о людях, которые ходят-заходят и выходят из светящегося круга вокруг Савельевой, чувствуется теплая рука. Как будто автор иногда кладет ее на плечо, ободряя. Иногда трясет: «Эй! Очнись!», а иногда просто накрывает твою ладонь сверху.

«Например, я веселушка. От меня люди ждут обычно легкости и юмора. Но я живой человек, регулярно проживающий сложные жизненные испытания. Иногда внутри меня – топор, слякоть и болото. И ни капли легкости. Мы ничего не знаем друг о друге. Например, идет женщина по улице. Женщина как женщина. А она после аборта и плачет в себя. А люди вокруг думают: “Наверное, за продуктами вышла, за сметаной и колбасой”. Или идет мужчина, вчера получил бумаги из суда о разводе с любимой женщиной, но на лбу это не написано, а в душе у него – Хиросима».

Ольга Савельева «Проживая»

Так получилось, что автор, по роду своей деятельности, бесконечно общается. Тем более после серии таких душевных книг. Она не притворяется, что иногда просто устает вести диалоги, что у нее тоже есть дети и стирка… А вот увидела человека из соседнего дома. Все плохое забыла и подала тебе, как на блюдечке, абсолютно уникального героя.

«Я трогаю Александра за плечо и протягиваю телефон. Там напечатан текст: “Александр! Вы прекрасный водитель. Спасибо вам за улыбку, за заботу, за плед. У меня маленькая дочка потеряла слух после менингита, поэтому вы мне очень близки по духу. И сегодня, как никогда, мне важно было проехать эти полчаса рядом с вами. Спасибо, что выбрали мой заказ”. Он прочел, растрогался, обернулся и снова молитвенно приложил руки к сердцу. Спасибо! Спасибо вам! А потом взял телефон и показал фото на дисплее. А там – красивая женщина и три девочки, его копии. Жена и три дочки».

Ольга Савельева «Проживая»

Ольга Савельева ищет и собирает, буквально по словечкам, по крупицам свои житейские истории. Удивительно просто говорит о сложных и трагичных вещах – показывает, что и так бывает. И можно жить. И нужно радовать и радоваться. Чужой опыт ничему не научит, но он полезен. Как витамин или горькая пилюля. Аккумулировать свою витальную энергию можно без коучей и спецэффектов. Правда, меня немного удивило, что в ее рассказах через раз герои ходят к психологам. Ну, видимо жизнь в столице уж совсем сложная.

«Антон и Юля как-то сразу бросились друг к другу. Проживать страшное лучше обнявшись. Ощутив тепло друг друга и стук отчаянно бьющихся сердец. А мы живы! ЖИВЫ! На что мы тратим свою такую короткую жизнь, на что?

На вот эту всю имитацию счастья? Ведь это же чудовищно несправедливо: у кого-то жизнь отобрали, а у кого-то она есть, но он транжирит ее на бесплодную хандру и обиды. Боррик запрыгнул на диван и лег между Антоном и Юлей. Их ладони встретились в шерсти Боррика, когда они одновременно хотели его погладить. Будто Макс говорил откуда-то сверху: ”Эй, помиритесь, ребят, жизнь слишком короткая”».

Ольга Савельева «Проживая»

Кому читать: тем, кого уже загнали в угол; тем, кто разочарован и разуверился в свои силы; непонятливым мужьям и женихам; перфекционистам.

Vsetyah