Для вдохновляющей праздничной подборки я выбрала книги о русских балеринах – нашей гордости и валюте. Женщинах, стоящих на пуантах. Бесконечные дифирамбы, которые возносили им поклонники, все же не могут передать истинную природу их необыкновенного дара – летать над землей.
Джин Вронская «Неистовая Матильда: Любовница Наследника»
Автор книги в предисловии к своему исследованию биографии о скандальной приме Мариинки уверяет, что опиралась на невероятное количество источников, которые открывают истинное лицо возлюбленной августейших особ. А воспоминания самой Матильды оказались, по ее мнению, не столь правдивы.
«В школе Мати вовсю манипулировала Джоном Макферсоном, почти три года ее партнером по танцу. Это началось, когда однажды во время репетиции на полу она с силой притянула его мускулистое тело к себе. От неожиданности он упал на нее. Это произошло в присутствии тридцати человек и вызвало небольшой скандал… На стене в коридоре повесили фотографию Наследника. Взяв Макферсона за руку и показав на фотографию, Мати объявила:
Джин Вронская «Неистовая Матильда: Любовница Наследника»
– Не правда ли, какой он милый и красивый, Джон? Когда-нибудь он будет моим, вот увидишь…».
Вот такая девочка, ростом всего 152 см, добивается любви наследника короны Российской империи. Эта пикантная тема – «Принц и танцовщица из простонародья» – занимает добрую половину книги. Матильда с вереницей представителей августейших фамилий, великие князья без Мати, парады, совещания, слухи-сплетни…
Среди золота эполетов и пуговиц на мундирах «слуг государевых» хрупкая фигурка балерины как-то теряется. Ну Петипа, ну Чайковский умер… Госпожа Вронская в своем повествовании уделяет больше внимания театру военных действий, чем подмосткам Мариинки. А когда на сцену выходит еще одна роковая женщина Ники Романова – Аликс, то весь гнев автора обрушивается на ее голову, а дальше идут только императрица-немка и евреи.
Так в чем же неистовость легендарной примы? Упоминается, что она вытеснила с русской сцены итальянских балерин, овладев пресловутой техникой 32 фуэте, родила от великого князя сына… А еще вытащила из мятежного Петрограда своих мужчин (да она бы и Ники вытащила, и кузена его, Сергея!), домовито, как белка, вела эмигрантское хозяйство, продолжала работать у станка. Даже ходила к шефу Штирлица, начальнику гестапо Мюллеру, чтобы вызволить сына Владичку (носителя голубой крови) из лагеря.
«Переводчик, белокурый, голубоглазый молодой человек, наклонился к его уху и что-то сказал. Мюллер кивнул.
Джин Вронская «Неистовая Матильда: Любовница Наследника»
– Отец вашего сына Царь, убитый жидами-большевиками, не так ли?
– Одно из моих правил – не обсуждать мою частную жизнь. Прошу прощения.
– Я знал мать вашего мужа, Великую княгиню. Она была немецкой принцессой, не правда ли?
– Да. Урожденная Мекленбург-Шверин.
– Хорошо. Я посмотрю, что можно сделать. – Он встал, показывая, что аудиенция окончена. Он попытался даже поцеловать ей руку, но Мати отвернулась, и он не смог».
Писатель, журналист русского зарубежья, эмигрировавшая из Москвы в 60-х годах прошлого века, Джин Вронская занималась различными расследованиями пробелов в российской истории. Видимо поэтому ее история о жизни и приключениях малютки Матильды оказалась не такой увлекательной. Шпионы, заговоры, государственные перевороты – вот это у нее хорошо получилось.
Кому читать: тем, кто интересуется историей венценосной семьи Романовых и вопросами российской эмиграции; тем, кто хочет узнать, от кого же все-таки родила Кшесинская и куда девались ее бриллианты.
Татьяна Бронзова «Матильда. Любовь и танец»
Не удержалась, просто захотелось сравнить тексты о пани Матильде, великой и ужасной. А то запомнится эта прима только версией кинотворения Учителя «Коронация», где она бегает и упорно лезет в семейство Романовых.
Эта версия жизнеописания Кшесинской более увлекательна. Автор все-таки заглядывала в мемуарный труд балерины и кое-что оттуда позаимствовала. Героиня в книге Бронзовой показана уже более живой, обласканной родными девочкой. Трудолюбивой служакой в императорском хореографическом училище. Влюбленной и восхищенной. Мужественной и полной оптимизма.
«”У ревнивых глаза злые и губы не аппетитные”, – говорила ей мама, а иметь такое выражение лица сейчас ей было ни к чему. Но вот наследнику, видно, наскучил разговор с этой “милашкой”, и он начал рассеянно оглядываться по сторонам. Наконец-то его взгляд направился прямо за кулису, где стояла Маля. Пора! Ваш выход, принцесса! С очаровательной улыбкой Матильда неожиданно явилась перед его очами».
Татьяна Бронзова «Матильда. Любовь и танец»
Особое искусство маленькой женщины оказаться в нужное время в нужном месте. Извлечь выгоду из роли царской наложницы. Задать тон в императорском балетном репертуаре, завязать необходимые знакомства и начать царить в Мариинке. Сам Чайковский обещал поставить для нее и только для нее балет. Но умер. И тут началась увлекательная история, благодаря которой возникло эпохальное шоу «Лебединое озеро» и сплошной обман Зигфрида Одеттой-Одиллией. Матильда этот лебединый ажиотаж проигнорировала.
«Иванов много пил и никогда не работал на трезвую голову. Весь этот балет родился в его воспаленном алкоголем мозгу, и когда он на репетиции превращался в лебедя, изумленные танцовщицы пытались повторить за ним эти удивительные движения.
Татьяна Бронзова «Матильда. Любовь и танец»
– Гений! – шептались они между собой».
Но не одними любовными похождениями прославилась Матильда Феликсовна. И в России, и за рубежом она каждый раз демонстрировала невероятную технику и артистизм, присущий русской балетной школе. Без устали продолжала заниматься с учениками. Не тянула трагического шлейфа своей причастности к венценосной семье. Проигрывала подаренные драгоценности в казино. Ушла на покой вовремя. Аккуратно подбирала круг общения, но от веселых вечеринок не отказывалась .
«Удивительно, но вокруг Матильды, как и в юности, снова крутились мужчины. И не важно, что им всем уже было далеко за восемьдесят. Она и не замечала этого. Она кокетничала и развлекалась, как только могла развлекаться женщина, которой самой уже за девяносто, но она об этом не помнит. Около нее всегда было весело и слышался непрекращающийся смех.
Татьяна Бронзова «Матильда. Любовь и танец»
– И что, вокруг этой балерины все вертятся? – возмущалась графиня Старосельцева. – Пока ее не было, в нашем обществе было спокойно.
– Просто она очень жизнерадостный, веселый человек, – отвечал ей старый генерал Русской армии Горский. – Многие даже забывают о своем возрасте рядом с ней».
Татьяна Бронзова – актриса, сценарист, писатель. Автор книги «Венера в русских мехах», супруга любимца дам, актера Бориса Щербакова.
Кому читать: поклонникам балета; тем, кто интересуется, куда девались бриллианты Матильды; тем, кто знаком с любовной историей танцовщицы лишь по сериалу «Коронация».
Виктор Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда»
Барон Дандре, импрессарио, партнер и муж прославленной балерины Анны Павловой, львиную долю своей жизни посвятил своей «беститульной жене». Дочь простой прачки чудом очутилась в первых рядах танцовщиц Императорского театра. Дандрен захотел заполучить хорошенькую юницу в кружевах, но судьба повернула так, что Анна спасла его от тюрьмы и принесла немалые дивиденты. Виктор Дандрен решил посвятить жизни divadivina книгу, но литературный опыт ему не удался. Повествование получилось слишком скучным, без сучка и задоринки, спутаны даты и события. Не судите строго, видимо, по-рыцарски он хотел уберечь имя Анны от досужих слухов. Имидж богинь нужно поддерживать на должном уровне.
«В Петербурге устраивался большой благотворительный спектакль, в котором Анна Павловна обещала принять участие. Михаил Фокин, к которому Анна Павловна обратилась с просьбой что-нибудь поставить с ней для этого вечера, предложил ей взять музыку Сен-Санса из “Карнавала животных”. Анне Павловне чрезвычайно понравилась эта мысль, и в какой-нибудь час Фокин поставил эту поэму, которая как бы навсегда слилась с Анной Павловной в одно целое и образ царственной белой птицы сделался ее символом… Замечательно то, что смерть Анны Павловны сделала как бы невозможным исполнение этого танца. Почувствовали ли сами исполнительницы недопустимость этого или поняли, что публика примет это за профанацию, но “Лебедь” исчез».
Виктор Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда»
Павлова начинает победоносный полет по самым разным театрам мира – от заштатного Гуаякиле (республика Эквадор), до оперных и концертных сцен Парижа, Лондона, Нью-Йорка… Везде обожание, восторг, Новый Свет и Австралия, страны Востока открывали для себя с именем «Павлова» непостижимый мир русского балета. В Россию ей вернуться уже было не суждено. Дандрен верно стоял на посту, решал все деловые вопросы, обеспечивал безопасность и покой великой примы. Но в книге нет ничего личного, теплого. Кажется, что рядом с бароном была не хрупкая земная женщина, а бестелесная богиня. Без эмоций и сомнений.
«Анна Павлова больше всего любила цветы, птиц, и сад “Айви-хаус” давал возможность держать лебедей, фламинго, голубей, а большая оранжерея, прилегавшая к дому, была обращена в громадную клетку, где масса маленьких птичек, привезенных из разных стран, прекрасно себя чувствовали. Сад давал немало забот, но зато и массу радостей. Анна Павлова проводила в нем большую часть дня, входя в каждую мелочь. Любимым ее местом была площадка, на которой был устроен маленький бассейн с фонтанчиком. Лежа в гамаке, она любовалась, как прилетавшие птички купались в фонтане. Тут же находилась и палатка, где она любила пить чай со своими гостями».
Виктор Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда»
Барон ревниво нудит на страницах своей книги о том, что Павлову упрекали в скупости по отношению к танцорам ее звездной труппы, о «текучке кадров». Как может, он выстраивает образ строгой, справедливой и дружелюбной Анны Павловны. На крыльях лебедя не может быть ни одного темного пятна. Как мог, признался в любви. Умерла Анна у него на руках. И как без нее, простой девушки, барону потом жилось?
Кому читать: тем, кто знает лишь десерт «Анна Павлова»; начинающим пиарщикам; тем, кто собирает истории о русских балеринах.
Майя Плисецкая «Читая жизнь свою…»
В этой книге, как утверждает сама балерина, нет ни слова преувеличения. За перо Майя взялась сама по совету Галины Вишневской. Ей не хотелось, чтобы история ее жизни была приукрашена домыслами-вымыслами. Помогли дневнички актрисы – она упорно вела их каждый день. Майя Михайловна была настоящей стихией в истории мирового балета, звездой, которая освещала любую сцену – от калужского дома культуры до Парижской оперы. Дитя коммуналок, дочь врага народа. Единственное, что может примирить с тоталитарной действительностью – сцена.
«Леонид Вениаминович занял меня в своем номере “Конференция по разоружению”. Что была за музыка, пытайте, не вспомню. А номер был такой. Десять-двенадцать исполнителей. Словно ООН тех лет. Каждый танцор изображает представителя различных государств. Из участников вспоминаю Володю Левашева, танцевавшего глупого английского лорда в цилиндре. Мне же досталась роль китайца. Я была меньше всех ростом. Появлялась из-за кулис в соломенной остроконечной шляпе на угловатых якобсоновских глиссадах. Чего-то все время боялась, крутила головой по сторонам, кося глазами».
Майя Плисецкая «Читая жизнь свою…»
Ей вручали награды диктаторы и короли, рисовал Шагал, одевали Карден и Шанель. Любимый муж создает музыку к балетам, которые танцевать может только она. Через железный занавес ошеломительный успех ее таланта рвался на свободу. Сотни раз «Лебединое…», «Жизель», «Щелкунчик»… Бесконечные вожди в ложах Большого. Ей тесно в рамках классики, душно от директив, указов и партийных рекомендаций. У Плисецкой есть острый ум, идеальный слух и быстрая реакция на неординарность. Она упорно борется за свое, только ей принадлежащее место под солнцем. Слишком красива, слишком талантлива, слишком неудобна. И очень долго танцует, как ведьма, не чувствуя свой возраст.
Майя Михайловна в своей книге не щадит функционеров и чиновников «от балета», строга к партнерам и композиторам. Но и бесконечная нежность, участие и деликатность сквозит в ее воспоминаниях о «своих», преданных балету.
«Работали до изнурения, до одури. Дуэт – значит, поддержки. Большую долю сценического времени я на руках Ефимова. Иногда Борис так измождался, что ложился в своем черно-красном спортивном костюме на несколько минут плашмя на пол. И когда вставал, то на полу оставался влажный рисунок его могучего тела. Даже струйки взъерошенных волос оставляли свой мокрый след: новый путь в живописи. Он насквозь был в поту.
Майя Плисецкая «Читая жизнь свою…»
– Здорово устал, Борис? – сочувственно тревожилась я. И подволновывалась – выдержит ли, не сломается?
– Нормально, Майя Михайловна, – всегда односложно цедил Ефимов. — Давайте репетировать дальше».
Майя Плисецкая продолжила триумфальное шествие наших балерин, виртуозно овладев мастерством своих предшественниц, вышла на инопланетную орбиту танцевального астерия. Еще раз доказала, что истинное искусство всегда будет интересным и доступным сердцу для каждого человека из любой страны.
Кому читать: тем, кто хочет разобраться в околобалетных страстях; тем, кто любит Майю Плисецкую; тем, кому интересна история нашей страны.