«Дни Савелия» Григория Служителя – еще один роман о коте, потому что скоро весна и потому что все любят котиков.

Почему-то была уверена, что книга будет о питерском коте. Город на Неве – традиционно кошачий город. Ан нет, все приключения главного героя происходит в столице нашей необъятной Родины. Абсолютно не затоптанной, удивительной, человечной и живописной Москве.

Начало жизнеописания кота Савелия (Августа, Сергеича, Темиржана, Жиля, Полифема) напоминает традиционный русский роман о благородном семействе. И на протяжении всего повествования о его днях (иногда трудно назвать героя котом, слишком уж он очеловечен), в текст органично вплетаются кусочки авантюрного романа, жанра нон-фикшн, чиклита…

Обыкновенный бродячий котишка (с точки зрения рядового москвича) проживает невероятно пеструю и насыщенную жизнь, шествуя на «мягких теплых лапах» по мегаполису. В его приключениях находится место самым неожиданным и колоритным персонажам. Савелий – кот с тонкой душевной организацией и сложным внутренним миром, поэтому воспринимает своих собратьев и людей, которые входят в его ареал обитания, несколько иначе, чем остальной мир. Наш герой иногда то ведет совсем уж «растительную» жизнь, то вдруг тянет лямку государственной службы, то партнерствует в малом бизнесе, то оказывается под сенью монастыря, а потом начинает путь скитальца и философа…

Ах, да – мы несколько забыли о людях, которым было суждено общаться с главным действующим лицом романа. Они очень узнаваемы в своих поступках и проявлениях чувств, истинных или ложных. Опять же, думаешь: «Неет, нет! Они не могут жить в Москве! Только в Питере такой колорит, такие характеры!». Но Григорий Служитель очень убедителен в своем стремлении оправдать Москву и москвичей. Группа мужчин из категории «Друг Третьяковки», основатели клуба почитателей портрета Марии Ивановны Лопухиной, вдовец Денис Алексеевич, который снабжает Савелия саундтреком allegro «L’Amoгoso» Вивальди, гуманист-дворник Абдуллох и гениальный в своем безумии расклейщик афиш Витя Пляскин… Прелесть, что за люди!

«Найти своих и успокоиться» – девиз культового режиссера Алексея Балабанова можно было бы применить и к житию Савелия, который за все свои мытарства будет одарен большой любовью, о которой людям можно только вздыхать и завидовать.

Настоящие чувства, без пошлости и фальши, вызывают отклик у самых черствых и замшелых. Тонкий и, в тоже время, такой убойный юмор этой книги помогает справиться с депрессией. Настоящее лекарство для души. Кстати, о лекарствах в «Днях…» есть отдельная глава.

Кому читать: конечно, котофилам! Любителям мистики. Тем, кто собирается погулять по Москве (любопытно повторить маршруты Савелия). Подросткам обязательно. Любителям петард в новогоднюю ночь. Тем, у кого на полатях завалялась икеевская мышь (в романе ее вывели под именем «Стиллавинья»).

Юлия Ваганова

Vsetyah