За чаем же можно обсудить и третью книгу, о ней до сих пор много говорят. Ведь самые интересные истории все-таки получаются про людей.
В этой книге также упоминается «мадленка» Пруста. Зоолог, популяризатор науки и преподаватель научной журналистики из Канады, прославился своим трудом на весь мир. Еще бы – он попытался проанализировать истоки такого сложного чувства, как вкус. Как бы ни сидели мы на диетах, как бы ни следовали заповедям ЗОЖ, тяга к вкусной еде неумолима. Слаб человек, даже самый духовный, он обязан напитать свое тело. И все-таки, согласитесь, что еда со вкусом нам гораздо интересней, чем жевать что-то полезное, но абсолютно безвкусное.
Неугомонный Холмс приходит в самые экзотические исследовательские учреждения и лаборатории, чтобы на собственном опыте убедиться, почему кому-то нравится вкус тоника, а кто-то абсолютно не выносит его горечи. Автор подвергает свои вкусовые сосочки смелым экспериментам, чтобы рассказать, чем так притягательны насыщенные жиры (которые в чистом виде источают неприятный запах), почему не стоит бояться глутамата натрия и как гены влияют на формирование отряда сладкоежек.
В издании достаточно подробно рассказывается о самых различных аспектах в науке и производстве еды и напитках, которые открыли человечеству абсолютно новые вкусы, «подсадили» его на продукты, без которых его теперь жизнь кажется дикой и странной. Но рассказ о вкусе сопровождается не только научными выкладками и анализом различных исследований. В книге есть «вкусные», забавные истории, которые соприкасаются с историей, медициной, социологией и кулинарией. Целая глава посвящена разработке вкусоароматических добавок – искусственного флейвора, который ловко имитирует аромат персика, малины или копченого бекона и заставляет приобретать и приобретать те ли иные продукты.
Подробный расклад вкусов самых привычных продуктов, которые мы ежедневно употребляем в пищу, вызывает безумный интерес и понимание, почему какая-то еда вызывает неприятные ощущения, а иная – полный восторг. Что влияет на наши кулинарные предпочтения и как маркетологи заставляют восхищаться продуктами их творений, сходных порой с древней алхимией.
Кому читать: начинающим сомелье; тем, кто занимается кулинарией; тем, кто сидит на диете; тем, кто «зациклен» на органических продуктах.
Книгу из любопытной серии «Культура повседневности» с наскока не одолеть – на ее страницах присутствует немало подробных и тщательных результатов исследований и фактов в самых различных областях – истории, биологии, медицины моды, психологии. Эти изыскания касаются запахов, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни.
Мюшембле исследует процесс влияния запахов на развитие социума за триста лет. Как истинный француз он сосредотачивается на «колыбели парфюма» – столице Франции. Увы, в те времена Париж источал совсем другие ароматы, близкие к природе, но их ноты звучали в полном диссонансе. Одинаково пахло и в простом доме ремесленника, и во дворце короля.
Шутки-прибаутки, связанные с грязными темами, как ни странно, начинают развивать сатирическую литературу, где тема запахов занимает одну из ведущих. В книге автор приводит немало цитат авторов той эпохи, анализируя их привязанность к сюжетам «на грани» в пику официально устоявшимся морально-нравственным текстам. Так что есть над чем подумать и филологам, если эта книга попадет им в руки.
Предприимчивые предприниматели начинают черпать прибыль из зловонных клоак… А медики – даже бороться с недугами при помощи отходов жизнедеятельности. При эдакой антисанитарии во французские города вольготно зашла чума. Спрятаться от нее рекомендовалось в «душистый кокон», максимально защищая все органы чувств подручными средствами.
Чума отступает, а привычка носить перчатки и ароматизировать все, что ни попадя, остается. Для достижения более сложных и стойких запахов требуется немало составляющих. Цирюльники, монахи, медики с изобретательностью и усердием начинают совершенствоваться в парфюмерии и косметики. Высший свет начинает больше думать о теле, чем о душе. Мужчины, а вслед за ними и дамы (да-да, дамам первенство в этой битве не принадлежало), неустанно мажут, пудрят, отдушивают свои достоинства, укрывая недостатки. Поражает описание составов самых разнообразных средств для достижения красоты.
Прикладная, ремесленная профессия парфюмеров становится настоящим искусством. Деликатные запахи отныне требуются не только для того, чтобы отбить зловоние, им необходимо возбудить чувственность и настроить на возвышенное настроение. Ольфактивное восприятие выходит на революционный уровень, но свобода выбора, тем не менее, поворачивает самые изощренные носы к тем, проверенным временем, ароматам. Маркетологи рассуждают о тоске миленниалов по естеству, которое слишком туго затянуто в оковы дезодорации и нейросетей.
Робер Мюшембле – французский историк, у которого всегда вызывали живой интерес темы секса и колдовства. Он знаменит работами «Оргазм» и «Очерки по истории дьявола». Некоторые главы этой книги могут показаться занудными, но вы найдете там столько ошеломляющих подробностей о прародине известных парфюмерных композиций, о том, что такое помандеры и как мадам де Помпадур и Мария-Антуанетта пеклись об эстетике и гигиене (киски-амбассадоры такие)… А потом и за «Оргазм» приняться не грех.
Кому читать: парфманьякам; тем, кто занимается органической косметикой; тем, кто не любит пользоваться парфюмом; тем, кто обожает рыцарские и дамские романы.
Эту книгу сейчас живо читают и активно обсуждают, хотя вышел роман три года назад. Огнедышащая тема, которая активно муссируется в медиапространстве, коучами и психологами: «токсичные родители, недолюбленные дети – исковерканная судьба». Наглядными примерами подобной схемы в романе вырисовываются два героя – Таня-недотыкомка и Саша-бизнесмен, у которого жизнь стремительно вылетает в трубу.
Читаешь о Тане и душа рвется от жалости – ну что ж она такая уродилась? Эдаких хилых Москва пережевывает и выплевывает в момент. А Таня как-то еще существует, без работы, мужа-детей и родительского тепла. Зато у нее есть невинные бзики – она коллекционирует птиц.
Но «светлым лучом» в «темном царстве» московского метрополитена и прилегающих к нему пространств, наполненных алчными старушками-побирушками, торговцами всяческой дрянью и грубых мужланов, исполненных пивной отрыжкой, стать не получается. Выбивает общий настрой, полный грубоватого быта и неприятных подробностей. Как будто и не блестящая столица, а какое-то всеузнаваемое захолустье. Есть места, где концентрация убожества зашкаливает. Но спасает житейский юмор, густой и крепкий.
Абсолютное поражение терпит наша героиня и на любовном фронте. Да, случилось чудо – она встретила человека, который даже не испугался ее реакций на жизнь как таковую. И что ж в результате? «Ни удовольствия, ни продовольствия», так обычно о таких малохольных дурочках говорят те же тетки у московского метро, торгующие мочалками и собачками из молочных пакетов. Никакого ж сердца не хватит выдержать этот хаос, ужас и кошмар – любимый бросил, собака, вверенная заботам, скончалась, работа мечты испарилась. И последний удар поддых – от «любимой» сестры и мамы.
Саша-бизнесмен почти родня Танюшки. У них, оказывается, много общего (кроме неудач). Он даже с ее мамой «замутил», от отчаяния.
Пока Танечка тихо скулила на диване, то Саша, наоборот, пытался действовать, как медведь в посудной лавке, как соль в квашеной капусте, как чайка на помойке. Бестолково, глупо, бесполезно. Партнер кинул, деньги растаяли, машину угнали… Любовница-японка(!) уже ни к селу ни к городу. Маме проблемы сына не нужны, абсолютно. Дно маячит перед глазами и самым уютным местом мнится психушка.
Получится все, только придется убить поганца последнего и похитить человека. Преодолеть тягучее отвращение к людским смертельным слабостям. Собраться с силами и совершить невозможное. Например, улететь, как птицы.
Удивительно, что Светлана Скачкова, немало трудившаяся в fashion-изданиях, так хорошо знакома с интерьерами метро, нравами обитателей промзон и спальных районов.
Кому читать: тем, кто работает в общепите; тем, кому трудно найти «своих» людей; родителям неблагодарных детей.
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…