Роман Зэди Смит, культовой британской писательницы, рассказывает об истории девушки, жительницы Лондона, которая много и долго работала личным помощником поп-дивы мирового масштаба. И это действительно круто.
Но у девушки не все так радужно. В семье – все «шиворот-навыворот»: мама, чьи предки населяют Черный континент, интересующаяся политикой и социологией, а не кухонными заботами. У папы проявляются на горизонте двое детей от предыдущего брака. Взбалмошная подруга, которая может подставить в самый неожиданный момент. И постоянное чувство, что она сама – иная, не умеет вписаться в рамки жизни обыкновенного ребенка, живущего в британской столице. Пусть даже и не столь престижном районе.
Девочка растет, рьяно увлекается танцами и пением, но ее вкусы в этом направлении резко отличаются от чаяний и стремлений сверстниц. Слишком рано начинается анализ слов и поступков окружающих, а навязанные обществом стереотипы вызывают у героини некую растерянность – «куда ж бежать, в какую сторону?». Пока ни в лагере «черных бунтарок», ни в лагере «прилежных леди» для нее места не определили. И еще – она любит старые песни прошлого века и свингующих танцоров. Черно-белые видеокассеты, где бьют чечетку, затерты ею до дыр. «Коттон клаб» изучает в мельчайших подробностях. Вот такая чудачка.
Роман Зэди Смит не сразу одолеешь. Хотя ее стиль напоминает традиционное английское повествование о жизни и становлении женщины, но экзотика героев, населяющих книгу, тонкие, выверенные сюжетные линии и очень богатый живой язык, придает особую актуальность темы, заданной во «Времени свинга».
Зейди Смит стала культовым писателем не только в Великобритании. Кроме этого, ее дружно провозгласили иконой стиля из-за необычной внешности и манеры одеваться.
Кому читать: тем, кто страдает от «синдрома самозванца»; тем, кто потерял свое собственное «я» под гнетом условностей; тем, кто боится отличаться от других.
Роман-дебют молодого автора «Отец смотрит на запад» уже называют триггером постколониальной литературы, а читатели усердно запоминают новое имя – Екатерина Манойло.
В глухом поселке городского типа на границе Казахстана особенно неуютно чувствуют себя женщины. Появление на свет девочки уже сплошное горе, родить малышку – рассердить семью. Поэтому неважно, если тебе дали имя Катя. Ты будешь Улбосын.
Улбосын означает «пусть будет сын, мальчик», это имя носят как унизительную метку в тех семьях, где первенец – девочка. Вот и Катенька оказалась Улбосын. И в семье ее – не без уродов. Мать сбегает в вечные невесты Христа, долгожданный наследник, братик Улбосын – далеко не такой как все. На развалинах семейства Катя, кажется, навсегда лишена родственной ласки, да просто чистого белья и горячего обеда.
Пропыленный воздух, убогие жилища, схожие со склепами-мавзолями на местном на кладбище. Чистота жилища, личная чистота, как и чистота нравов, мало кого волнует. Так принято – и все. Автор осязаемо и достоверно погружает в липкую, душную, засаленную ауру мертвого обиталища равнодушных и озлобленных людей.
Мама Кати ушла душой в молитвы, надеясь спастись от последствий юношеского бунта. Назло кому – непонятно, оказалась в казахском захолустье и малодушно растворилась в иной реальности, где не пахнет бараньими шкурами и не произносят резких слов. «Добрая» тетушка Кати-Улбосын Аманбеке вообще ничего, кроме денег и сына вокруг не замечает. В свое время и ее лишили мечты. Живая душа отупела, сладкий мед голоса обернулся приторным ядом, притерпелось к вони и грязи вокруг когда-то смелая и быстрая Аманбеке.
Добрый ангел – бабушка – без особого труда выцарапывает бесприютную девчушку из пыльного захолустья. Новая жизнь Кати, ее чистые краски, запахи, свежие чувства. Классная профессия, которая появилась, благодаря дару девочки. Подобным даром обладает и Катин мертвый братик, он безжалостно напоминает о себе и сыграет решающую роль в неожиданном повороте судьбы главной героини.
Второй раз появление Улбосын-Кати в отчем доме наваливается невообразимым кошмаром. И никто не придет, не поможет, не защитит. Просто в округе нет таких.
Но для юной красавицы Айнагуль, которую уже было затянула паутина мерзопакостного поселкового уклада, приезд московской родственницы становится проблеском надежды. И даже страх наказания черного демона тейрана – Тулина уже не способен остановить дерзких бунтовщиц. У них все получится. Они такого натерпелись и насмотрелись, что им больше ничего не страшно.
Роман стал лауреатом премии «Лицей-2022», а литературный блог Манойло «120 дней соломы» в Telegram – в финале премии «Литблог». Кстати, Екатерина Манойло намерена посетить Екатеринбург в конце июня.
Кому читать: тем, кто забывает о своих детях; тем, кто делит людей по национальному признаку; девочкам, которые считают, что уход из семьи – это непременно выход на волю.
Хорошо иметь дом у реки – прекрасные пейзажи, рыбалка, катание на лодках, умиротворяющее журчание воды… Можно с умом и на века укротить реку, чтобы она давала «чистую» электроэнергию. А она дает «жизнь» всевозможным гаджетам. Обеспечивает стабильный комфорт цивилизованным людям на севере Швеции. Но вдруг – такая неожиданность. Всем известно, что капля камень точит, но никто и не думал, что такое основательное гидросооружение спасует перед затянувшейся моросью. И тут все каак хлынет!..
Микаель Ниеми написал роман-катастрофу, который возмутил, подобно неукротимому потоку, умы и воображение множества читателей. Сюжетные повороты – как с волны на волну, только дух захватывает. Все герои «Дамбы» хотят только одного – спастись любой ценой. Или попытаться спасти кого-то, кто тебе дорог. Но супергероев среди них нет. Реку никто остановить не может, а под рукой не оказывается никаких волшебных приспособлений, чтобы сладить с этим хаосом. Даже дедушка Мазай не справится.
Ниеми не щадит своих героев – за один день им предстоят такие испытания на прочность сил и духа, что врагу не пожелаешь. И спасутся совершенно неожиданные персонажи. А некоторые вообще окажутся совсем несимпатичными. С нескрываемой иронией Ниеми доказывает, что даже самая продвинутая и высокотехнологичная цивилизация не способна выйти без потерь в борьбе с природными катаклизмами.
Кому читать: тем, кто неаккуратно относится к своей технике; тем, кто отправляется на природу налегке; тем, кто не реагирует на тревожные сигналы.
вероника вишняковаанастасия прудникова
beinopen.ru ekaterinburg.vibirai.ru afisha.yandex.ru i-z-o.art teatrturdus.ru
Каждый опыт создания чего-то альтернативного, своего дает мощную внутреннюю опору, силы двигаться дальше и продолжать…