Февраль, как ни крути, мужской месяц. Поэтому и книги февраля принадлежат перу авторов-мужчин. Они отражают многогранность мужских талантов и умений. Что ни говори, а мужчинам подвластно многое. В том числе и занимательное сочинительство книг.
«Душка миленький», «гад последний, футакой пошляк» – все эти эпитеты ловит в свой адрес А. Цыпкин, звезда рунета, друг многих ведущих актеров и режиссеров, писатель, сценарист и прочая, и прочая. Он воплотил в жизнь знаменитые «БеспринцЫпные чтения», в залах на них всегда аншлаг. А в этой книге собрал хорошие рассказы писателей, по алфавиту, от А до Ч.
Подборка получилась идеальная – тексты легкие, смешные, грустные, иногда полны глубинных смыслов. Перед каждым произведением есть небольшой отзыв того или иного актера, который озвучивал его на «чтениях». И когда отождествляешь голос с текстом, то впечатление усиливается в разы.
Вот Максим Матвеев (муж Лизы Боярской) читал рассказ Саши Филипенко «Катаракта» про собаку – пронзительный, душещипательный, какой-то безнадежный… Убить хотелось этих бестолковых, жадных, бессердечных мужиков.
Дмитрий Чеботарев выбрал абсолютно неожиданный, хулиганский текст Андрея Аствацурова «Ночное купание». Екатерина Шпица читала Александра Снегирева «Он скоро умрет», который отправил в Израиль на постой к сумасшедшему старцу Аврааму. Кажется, что он жив до сих пор.
«Навстречу, как специально, катили одни грузовики. Будто в этот день все из Иерусалима решили сбежать. Вместе с мебелью. Перегибаясь то и дело через голову Авраама, чтобы поправить руль, я стал требовать, чтобы он передал управление мне. Он промычал, мол, у меня нет прав. Я достал права и сунул ему под нос, но он перешел на непонятный язык. Я такого даже у нас в Москве на продуктовом рынке не слышал».
Александр Снегирев «Он скоро умрет»
Полина Максимова озвучивала со сцены фееричные «Фрагменты из дневника домового», над которым хохотал весь рунет. Теперь народ может узнать подлинного автора – это Евгений Чеширко.
«12 июля.
Было скучно. Всю ночь гоняли по дому с Котом наперегонки. Хозяйка проснулась, пнула его и заперла в кладовке. За это выдавил остатки зубной пасты в мусорку. Кот расстроен и злится на меня за то, что гоняем вместе, а достается только ему».
Евгений Чеширко «Фрагменты из дневника домового»
Раз разговор зашел о мужчинах, то в сборнике они есть в широком ассортименте. Очень достойная компания героев, парней, мужиков. Порой нелепые, врушки, любители поддать или закружиться в удовольствиях с посторонними, но есть-есть в них и доброта, и умение слово держать. И полюбить, и совершить хороший поступок. Сам Цыпкин показал читателям такой мужской отряд в своих рассказах «Честное ленинское», «Мадо», «Список Феди». Последнее произведение – история не вымышленная, так что не перевелись пока мужики.
Кому читать: тем, кто не бывал на «чтениях»; тем, кто не верит мужчинам; тем, кто любит хороший юмор и легкие тексты.
Наши города – это не только бетон, асфальт и выхлопные газы. Мы задерживаем глаза на цветущих яблонях в центре города, умиляемся уточкам на глади городских водоемов, слышим птичьи щебетушки за стеклопакетами. Природа осваивается, прорастает и наступает. Она не оставит человека в покое, как бы он ни пытался окончательно покорить ее.
Биолог-эволюционист и эколог из Нидерландов Менно Схилтхейзен в своей книге «Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях» взялся провести своих друзей-читателей по извилистым тропам самых бурных и агрессивных мегаполисов мира. Зачем? А затем, к примеру, чтобы поведать, сколько же усилий пришлось приложить обыкновенным мхам и одуванчикам, водорослям и воронам, чтобы занять и уютно обустроиться в городах, поближе к человеку. Ведь какая-то польза все же от него есть – остатки еды, мусор-строительный материал для домиков и гнезд, тепло и свет…
«Жители Хук-ван-Холланда, портового района Роттердама, организовали комитет по защите домовых ворон и начали активно протестовать против отстрела… Кроме того, домовые вороны оказались умнее, чем считали люди. После того как охотник подстрелил нескольких особей, остальные тут же поняли, что запахло жареным.
Охотник стал ездить на отстрел в машине супруги или надевать смешную красную шляпу, чтобы его не узнали, а уклоняться от пуль удавалось лишь малому числу птиц. Через некоторое время (к слову, немалое) почти все они были истреблены – их чучела хранятся в Музее естественной истории Роттердама. Впрочем, ходят слухи, что несколько особей выжили».
Менно Схилтхейзен «Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях»
Сложными, заковыристыми путями различные виды растительного и животного мира оказываются в самых неожиданных местах планеты. Да, они тоже любят all inclusive. Горожане-потребители, изнеженные комфортом, больше фокусируют свое внимание на шмелях-журчалках и белочках из ближайшего парка. Понимают, что столичный шик уже не терпит замусоренных скверов и вонючих набережных.
«В Сиднее спасаются от опасности кустарниковые большеноги, в Чикаго – койоты, в Лондоне – лисицы, в Мумбаи – леопарды, в Гуджарате – болотные крокодилы… Крупные и зачастую опасные птицы, млекопитающие и пресмыкающиеся наводнили города во всем мире. Конечно, нужно принимать во внимание их размеры: порой эти животные оказываются лишь верхушкой айсберга, скрывающего в себе тысячи подобных перемен в биоразнообразии города, пусть и не таких заметных. Но представителей мегафауны город часто встречает радушнее, чем их собственная среда обитания. Все дело в терпимости горожан».
Менно Схилтхейзен «Дарвин в городе: как эволюция продолжается в городских джунглях»
Книга удивляет необыкновенными фактами из обыкновенной окружающей среды и заставляет глядеть под ноги более внимательно. Вдруг под неумолимой подошвой чего-то стильного кроссовка погибает последний представитель многоножки? И что мы потом без нее будем делать?
Кому читать: тем, кто сеет мусор на лужайках и в парках; тем, кто занимается урбанистикой и экологией; тем, кто обижает животных.
Автор книги – человек действительно, увлеченный своей профессией. По долгу службы ему приходится общаться с пострадавшими неживыми людьми. И сразу предупреждаю: не нравится тема – не читайте.
А книга замечательна, потому что Решетун очень дельно и достойно рассказывает о судебной медицине, ее истории, развитии, особенностях и пользе, которую она приносит человечеству. И чем все-таки отличаются деятельности судмедэксперта и паталогоанатома. А еще, конечно, автор расшибает сложившиеся стереотипы о своей работе, как лихой игрок в городки.
«В фильмах эксперт, как правило, стареющий, небритый, лысоватый, полусумасшедший дядька с лоснящимся лицом, в мятом халате; он работает в темном полуподвальном помещении, на столе бардак, на расстеленной газете остатки еды, пепельница, полная окурков, какие-то пятна на стенах, столе и на халате, при этом сам герой глупо и плоско шутит на тему своей деятельности. Иногда он выходит из секционного зала, хрустя огурцом или сухариком, предлагает похрустеть следователю и искренне удивляется, когда тот отказывается. Нередко такой персонаж оказывается полупьяным или выпившим и, конечно, курящим. Когда же следователь просит заключение, эксперт, неизменно вытирая руки о халат, откуда-то достает помятые листы и голосом ведущего прогноза погоды на вчерашний день говорит: «Ну вот как-то так, как я и думал». И опять предлагает следователю огурчик».
Алексей Решетун «Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта»
Увлекательные и подробные описания манипуляций перед вскрытием (аутопсией) трупа, поверьте, заставят вас быть более дисциплинированными и собранными. А обстоятельства, которые привели к тому, что живой и бодрый человек оказался неподвижным объектом пристального исследования специалистов, изменят ваши взгляды на цену собственной жизни. Дать оценку трупу и помочь размотать клубок обстоятельств, которые привели человека в это состояние – виртуозное действо.
«”Осмотр трупа – это процесс какой?” – всегда спрашиваю я своих студентов. Вариантов ответов всегда множество, от “скучный” до “самоотверженный”. На самом же деле правильный ответ таков: “Осмотр трупа – процесс творческий”. Потому что именно творческий подход нужен эксперту, чтобы грамотно описать то, что видит. Не констатировать, а описать. Чувствуете разницу? Можно просто сказать: “На спине трупа трупные пятна”. А можно рассказать об их цвете, интенсивности, выраженности, характере границ, обратить внимание на наличие или отсутствие на их фоне внутрикожных кровоизлияний и т. д. Чем более креативен будет эксперт, тем красивее и грамотнее окажется описание».
Алексей Решетун «Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта»
Автор щедро делится случаями из своей практики, но без «чернухи» и цинизма. Вызывает уважение четкий и деликатный посыл книги к уважению человеческой жизни и гуманизму, ее можно читать не только медикам и представителям правоохранительных органов. А фотографии предусмотрительно скрыты QR-кодами.
«Я считаю, что уметь отличать живого от мертвого должен любой человек, необязательно медицинский работник. Все мы живые люди, у каждого из нас есть друзья, родственники; да и просто, когда идете по улице и видите лежащего человека, вы ведь остановитесь, правда? И посмотрите – нужна ли помощь или уже нет…»
Алексей Решетун «Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта»
Алексей Решетун достаточно активно вел собственный блог в соцсетях, эта деятельность и привела его на писательскую стезю. Возглавляет Московский центр судебно-медицинской экспертизы огнестрельной и взрывной травмы, а также читает лекции студентам медицинских вузов.
Кому читать: тем, кто собирается идти в медицину; тем, кто бесшабашно относится к собственной жизни и жизни окружающих; тем, кто боится мертвых и моргов.