Первая летняя книжная подборка от Юлии Вагановой.

Робер Бобер «Залежалый товар»

Книга французского писателя, кинорежиссера Робера Бобера «Залежалый товар» – легкая, изящная «сказка для взрослых». В маленьком ателье портной соорудил три дамские жакетки. Они даже получили собственные имена «Месье ожидал», «Не зная весны» и «Без вас». Жена мастера, натура романтическая, всегда давала моделям названия песенок шансонье, которые обожала слушать по радио.

Три «сестренки-подружки» почему-то зависелись на плечиках, но ожидание своей участи пошло им на пользу – они научились читать и понимать речь людей. Одушевленные предметы женского гардероба – ну, это уже слишком! Тем не менее, каждая из них научилась наблюдать за сценками, происходящими в портновской лавке и даже делать выводы о тех или иных житейских ситуаций. Но философствованиям элегантных соседок скоро наступает конец – жакетки распроданы (как они только этому не сопротивлялись!).

Одежки начинают служить людям, а они уж особо с ними не церемонятся – товар уже «второй руки». Кому-то из «тройки» везет, а у кого-то судьба складывается совсем уж незавидно. Действие романа проходит в послевоенной Франции, когда люди испытывают невероятную жажду жизни, музыки, развлечений, искусства. Все полны идеями, надеждами на новую, светлую, чистую жизнь. Как у Чехова.

В книге встречается масса знаменитых имен той поры ­– Саша Гитри, Эдит Пиаф, Хемфри Богарт… Антон Павлович Чехов появляется неожиданно в сюжетном повороте. Текст передает развеселую, пеструю ауру Парижа, его манеры, словечки и выражения (прекрасный перевод Михаила Яснова). Среди французского гомона появляются фрагменты старинных притч и легенд, описаний семейных историй. Как недостающие кусочки в мозаике-паззле.

Три простушки «Месье ожидал», «Не зная весны» и «Без вас», обычные жакетки, ладно скроенные и крепко сшитые, станут значимой деталью в цельной картине той эпохи, которую представил перед своими читателями автор романа.

Кому читать: любителям современной французской литературы (писатель у нас не очень известен), изящно выстроенных текстов, тем, кто пристрастился к чтению в метро и электричке, кто хочет узнать больше о шансонье 50-х, кто не был в Париже, кто был в Париже.

Дарья Златопольская «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе»

Умница-красавица, теледива Дарья Златопольская, прочно обосновавшись на канале «Культура» в «Белой студии», берет интервью у знаменитых мужчин – деятелей культуры, композиторов, режиссеров, актеров. Казалось бы, чего проще создать такую книгу – вот тебе расшифровки интервью с Говорухиным, Артемьевым, Ришаром, Джигарханяном… Бери да издавай! Но Дарья не только красивая женщина, она не только улыбается и щурит свои прекрасные глаза. С ней так охотно и откровенно разговаривают даже самые записные «звездные буки». На страницах книги отчетливо видно, что к каждой беседе хозяйка «Белой студии» подходит ответственно и качественно. «Перелопачивает» массу материалов о том или ином собеседнике. И вопросы задает не для того, чтобы унять зуд любопытствующих домохозяек.

Как она это делает? Почему они, эти обремененные успехом и ласками знаменитости, послушно следуют тому тону, тому настроению, которым твердо придерживается Златопольская? Почему они так ей поддаются?

У Дарьи стоит поучиться искусству построения полноценного, актуального, не вымученного интервью; неспешного, внимательного, интеллектуального разговора.  Ведь знаменитости тоже привыкли к шаблонам вопросов и часть держат наготове уже известные банальности. У Златопольской этот номер не проходит – она раскрывает перед зрителями того или иного «мужчину в чине» иногда с абсолютно другого «бока».

Ценность книги еще в том, что некоторых героев интервью (Леонид Броневой, Петр Мамонов, Сергей Юрский) уже нет на этом свете. Но разговоры с ними можно прочесть и почувствовать их присутствие.

Кому читать: студентам журфака, тем, кто хочет научиться разговаривать с людьми, любителям хорошего театра и кино, музыкантам и рок-фанатам, тем, кто смотрит телеканал «Культура», тем, кто не смотрит телеканал «Культура».

Vsetyah