Майская подборка из трех книжных находок Юлии Вагановой.

Елена Чижова «Крошки Цахес»

«Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь».

«Маленький Цахес по прозванию Циннобер» (Эрнст Теодор Амадей Гофман)

Елена Чижова – петербургский автор, переводчик, эссеист, главный редактор журнала «Всемирное слово», обладатель премии «Русский Букер» за лучший роман на русском языке 2009 года «Время женщин». Она дебютировала с романом «Крошки Цахес» аж в 2000-м году и снискала у читателей особое внимание к своим книгам.

Любопытны и герои романа – учащиеся «недружного класса» английской спецшколы. Почти самой первой спецшколы города Ленинграда. На радость или на беду к ним приходит незаурядная, интеллектуальная, талантливая, деспотичная преподаватель английского.

Perfection, «Мэри Поппинс из башкирской глубинки» начинает тянуть-вытягивать своих учеников на недосягаемую, как им кажется, высоту. Поднимая планку все выше и выше. Таких преподавателей сейчас за большие деньги найти невозможно. И постепенно эта высота для школяров преодолевается, на английском языке уже можно не только бегло говорить и думать. Английским становится воздух, которым дышишь на ее занятиях.

Понты начинаются, когда в школу приходят иноземные гости – те буквально лишаются дара речи, когда видят советских школьников с безупречными манерами и совершенным английским, на котором они свободно разыгрывают сложные сцены из трагедий Шекспира. Успех окрыляет, сцена затягивает.

А главная героиня безнадежно становится преданной поклонницей своего педагога, буквально ловит каждый ее взгляд, скупые и точные реплики и оценки. «Не сотвори себе кумира» – эту заповедь, как обычно, вспоминают только тогда, когда кумир катится с пьедестала, теряя позолоту. Или уходит в уже недосягаемую даль, даже не обернувшись на выжженную пустыню за собой.

Ситуация, описанная в романе, так-то банальная. Искания, трагедии, переживаемые подростками, кажутся непостижимо трагичными. Жизни и будущего нет, если ты отвергнут. Если тебя не любят. Если твои мечты, как сосульки палкой, разбиваются на осколки.

Но театральное таинство оборачивается банальной школьной самодеятельностью, экзамены сданы, вузы выбраны, обожаемая деспотка-англичанка затерялась в суете жизни… Жизнь прорастает, кончилась эпоха «бесталанного и огромного крошки Цахеса-СССР», учителя прошлого века уже кажутся древними людьми, но преклоняться перед незаурядным, ироничным умом пока никому не возбраняется. Да и уроки у такого педагога все же даром не проходят.

Кому читать: тем, кто собирается отдавать своего ребенка в языковую школу, тем, кто учился в спецшколе, тем, кто хочет поступать в театральный, и тем, кто хочет поступать в педагогический.

Андрей Рубанов «Хлорофилия»

Андрей Рубанов — автор легендарный, умный, жесткий, ироничный. Его книги в жанре автобиографической прозы рассказали о мачо с криминальным анамнезом, жесткими мускулами и взвешенными словами, способных на невероятные поступки.

Роман «Хлорофилия» тоже о мужчинах. Но и жанр, и герои уже несколько иного плана. Книга – о жителях Москвы XXII века. Успешных, балованных, холеных. Они живут в заоблачных высотах под желтой звездой и девизом «Ты никому ничего не должен!», пьют чистейшую воду «Байкал-дабл-премиум», любят сексуальных красоток, испытывают радость. Это хорошо.

Столица процветает, потому что на планете осталось очень мало мест, приспособленных для жизни. И все в гиперполисе — от иголки до жилой башни – имеют клеймо «Сделано в Китае». Жители Поднебесной обеспечивают суперкомфорт всем (ну почти всем) москвичам. Город охраняют бдительные видеокамеры, каждый может наслаждаться реалити-шоу «Соседи», проводить ночи в модных местах, не работать и летать в туры на Луну. Это приятно.

Но вот существует одна проблема, которая вносит некий диссонанс в столичный ландшафт и создает некоторые проблемы загорелым любителям чистой воды. Это лес гигантских, непобедимых растений, прошивших своими толстыми, сочными стеблями городские улицы. Это плохо.

Но обитатели заоблачных высот как-то приспосабливаются к такому биологически активному соседству. И даже извлекают из него бесконечный источник покоя и безмятежной радости. Это приятно.

И тут (как всегда вдруг!), все хорошее резко заканчивается. Чем дальше в лес, тем больше малоприятных событий начинает происходить с главным героем, да и с его окружением тоже. Девиз «Ты никому ничего не должен» как-то блекнет и теряет свою актуальность. Долги растут, их придется отдавать. Рискуя собственным процветанием, здоровьем и жизнью. Выбор у героя невелик — иначе ему придется обрести покой и радость от солнечных лучей совсем в ином состоянии. Это плохо.

Оказавшись в непосредственной близости к Земле-матушке, среди абсолютно другого контингента, растеряв лоск и получив новые привычки, когда-то блестящий столичный журналист Савелий начинает ощущать, что покой и радость ему приносят абсолютно иные вещи. «Мне все равно, кем я буду завтра… Если сегодня я человек, я сделаю все, чтобы им остаться». (А. Рубанов «Хлорофилия»). Это хорошо.

«Хлорофилия» – дилогия, которую продолжает роман «Живая земля». Книга стала финалистом «АБС-премии» (международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких).

Кому читать: Любителям хорошей фантастики-антиутопии; тем, кто ценит иронию и стиль; тем, кто любит девиз «Ты никому ничего не должен».

Марина Москвина «О бесконечной любви и быстротечности жизни»

Марину Москвину многие воспринимают как детского писателя ­– ее книга «Моя собака любит джаз» получила международный диплом Андерсена. Самая первая сказка автора «Что случилось с крокодилом?» превратилась в сценарий невероятно доброго мультфильма. Она долгое время сотрудничала с журналом «Мурзилка», на телевидении была автором знаменитого «Будильника»… Но у автора есть и «взрослые» книги, которые всегда оставляют ощущения жизнелюбия, радости и умиротворения.

Книга «О бесконечной любви и быстротечности жизни» – рассказы-зарисовки, картинки, рассказы-диалоги с самыми невероятными, порой нереальными, но существующими на самом деле персонажами. Москвина специально не ищет своих героев, они сами приходят, врываются, вольготно располагаются, прилетают-улетают на страницы ее книги. Оставляя после себя теплый свет добрых дел, фантастических, казалось бы, «провальных» проектов, глупых и смешных ситуаций.

«Родители отчаялись и уехали на курорт, оставив приглядывать за мной старого папиного друга – поэта и философа Маркова. Марков меня никак не угнетал. Ночами он сочинял стихи, не выпуская изо рта “беломорину”, днем спал, а в сумерках выбирался в магазин за скромной рюмочкой. Иногда, ссылаясь на преклонный возраст, он гонял меня в винный, кричал вслед хорошо поставленным голосом:

– Если нет четвертинки, купи пол-литра и там кому-нибудь в очереди предложи разлить на троих.

Дома он расхаживал в растянутых лыжных штанах без резинки, их Марков удерживал на себе при помощи бельевой деревянной прищепки, в истонченной майке и прохудившихся носках. При этом он постоянно декламировал поэзию Серебряного века, особенно любил Северянина» (глава «Зеленые горы и белые облака»).

Вечный Дед Мороз, гениальный дрессировщик из уголка Дурова Леонтий, поселивший в коммуналке сетчатого питона; французский доктор Клоди Файен, спасающая детей Йемена и создающая музеи в странах, где о музеях думается меньше всего. Родной папа Лев, который перевел всего одну книгу, но обрел верных друзей из правительства на Аравийской земле. Муж писательницы, художник-постмодернист Леонид Тишков (родился, кстати, в городе Нижние Серги), покоривший мир своими даблоидами, собственной Луной и соляными горами. Его друг, одержимый идеями спасти как можно больше произведений забытых-заброшенных художников, уберечь красоту от разрушения архивариус Ленинской библиотеки Александр Заволокин, нелепый, неустроенный с точки зрения «нормальных» людей. Вереница героев Москвиной дарит миру чудеса, а с самой разношерстной командой персонажей чудеса случаются ежеминутно. Приходят откуда не ждали. И все в книге любят друг друга – искренне, бескорыстно, отчаянно. По-своему. Без ожидаемых «ми-ми-ми». Для любви их хватает. Любят свое дело, творения, семью, друзей, животных, деревья и облака. О такой любви, может быть, уже позабыли. Так почитайте, посмейтесь, вспомните. Кстати, смешно становится с первой страницы книги, так что не стесняйтесь, хохочите.

Да, говорят, что Марина Москвина хронически опаздывает. По дороге в точку «Б» из точки «А» ей постоянно предлагаются приключения и новые персонажи. Пропустить их она не может. Но писатель обещала прийти на встречу с читателями в библиотеку Белинского. В «Библионочь», которая состоится 28 мая. У нее вышла новая книга (и это оказалось чудом!), поэтому поговорить будет о чем.

Кому читать: тем, кому сейчас очень-очень плохо и грустно, кто разуверился в хорошем, кто «потерялся и запутался», кто не может найти в себе силы все начать сначала.

Vsetyah