Екатерина Рождественская: «Двор на Поварской».
Дочь известного советского поэта Роберта Рождественского, переводчик, автор необыкновенных фотопортретов из нашумевшей серии «Частная коллекция» Екатерина Рождественская тоже пишет книги. Только не поэзию – прозу. Воспоминания о великих и знаменитых людях, которые окружали ее с детства, зарисовки из жизни давно ушедшей старой Москвы. У московской девочки из богемной, номенклатурной семьи получаются яркие, убедительные и неординарные образы.
Книга «Двор на Поварской» – это некая семейная сага о маленьком дворе-Государстве в самом центре Москвы, который лепился, строился, населялся самыми пестрыми, сложносочиненными и простыми его обитателями, среди которых оказались и родственники Екатерины.
Но кто кому приходится родственником в этом дворе на Поварской понять бывает сложно. Каждый новый обитатель подземных комнатушек-«шкафов» тут же вливался в мощный, единый дворовый поток жизни. С одной стороны, этот муравейник был населен людьми достаточно обыкновенными, озабоченными житейскими делами. Но каждый обитатель был достоин того, чтобы о нем можно написать не просто несколько строк, но и отдельное повествование.
Стареющая «этуаль», которая устроила в костюме Евы пляски на крыше с двумя пожарными, местная «Матильда Кшесинская», раздающая бриллианты «от князя» своим подружкам в подарок, непримечательный товарищ Печенкин, обладающий секретом умопомрачительной окрошки, которой потчевал по праздником всех обитателей подземелий. Милиционер Юрка, которому дали взятку живой курицей, а тот нарек ее Крузенштерном, и птица наводила ужас на всех окружающих своим необузданным нравом… Прабабушка Кати, которая умела разговаривать с тестом и оно послушно вздыхало в ответ. Бабушка, вся в страстях и романах, сыгравшая вместе с Орловой в «Цирке». Истории, достойные сериалов и комедий.
Конечно, тихий рай, который смогли организовать себе в самом сердце Москвы обитатели подвальчиков, под носом у писательской элиты, около Центрального дома литераторов, разместившегося в бывшей усадьбе Соллогубов, касались все те же события, которые происходили в стране. Но жители двора выходили из всех передряг достойно, как будто их осеняли ангелы-хранители. Точнее, хранительницы: три вечные старушки на лавке.
Такое плотное, концентрированное сосуществование, конечно же, могло приводить и к склокам, дрязгам и прочим прелестям коммунального жития, но Рождественская не «выносит сор из избы», чтобы не опошлять, не принижать воспоминания об этих людях.
Приключения во дворе детства заканчиваются вместе с переездом семьи Рождественских. Начинается другая жизнь. Двор утерял свое волшебное обаяние, постепенно исчез, но осталась книга об этом удивительном месте и людях, его населявших.
Кому читать: Тем, кто хочет больше узнать о старой Москве и москвичах, кто никогда не жил в «коммуналках», кому интересна «уходящая натура» большого города. Кто хочет узнать рецепт ошеломительной окрошки и лотарингского пирога и как жили поэты-шестидесятники на самом деле.
Юлия Ваганова