
В современном деловом мире предприниматели все чаще обращаются к бизнес-сообществам, которые становятся не только площадками для обмена знаниями, но и местом, где можно найти поддержку, установить полезные знакомства и даже протестировать новую для себя роль. Я поговорила с десятью предпринимателями из разных ниш и выяснила, по каким принципам они выбирают эти сообщества.
Текущие потребности в знаниях и этапы развития компании
Как отмечает основатель INNORTO Дмитрий Баканев, выбор сообществ зависит от его личных текущих интересов и стадии развития бренда.
Такой подход позволяет предпринимателям получать именно ту информацию и поддержку, которая актуальна им в данный момент. Со временем, меняясь с «ученика» на «учителя», они вносят свой вклад в развитие сообщества, превращая личный опыт в ценное знание для коллег.
По аналогии можно сказать, что, если участник значительно перерастает резидентов сообщества и не меняет роль, то, скорее всего, из такого сообщества выходит.

Цели входа в сообщество
На мой взгляд, в вопросе целей мы наблюдаем серьезную подмену понятий. Я думаю, по причине опошленности термина «качественный нетворкинг». Сообщество – не про продажи товаров и услуг, а про вид образования и получения знаний, обмен предпринимательским опытом.
Меньше всего разочарований происходит тогда, когда резидент имеет цель просто найти друзей или интересных собеседников, без ожидания продать им что-то. К примеру, основатель бухгалтерского агентства Надежда Нестерова отмечает душевность и атмосферу сообщества «Ближний круг».
А еще есть форматы, которые не позиционируются как сообщества, но фактически ими являются. К примеру, коллеги упоминали «бизнес-клуб CashFlow», фактически это – регулярные мероприятия с настольными играми, где можно встретить интересных людей и интеллектуально провести время.

Сообщества – это обязательство и время
Мой личный опыт и опыт моих друзей-предпринимателей показывает: когда состоишь в нескольких сообществах, то так или иначе вынужден посещать их мероприятия. Только при активном участии можно взять многое. Иногда это накладки и выбор. Резидентство как правило платное. Из-за этого я в свое время отказалась от участия в нескольких сообществах.
Совпадение по уровню и по ценностям
Хорошо, когда в бизнес-сообществе участники и лидер на том же личностном и предпринимательском уровне, что и ты. Но случаются несовпадения по личным ценностям, и это нормально. Тогда резидент неизбежно покидает сообщество. В этом случае тоже можно поменять роль и участвовать в формате чата.
Некоторые предприниматели отмечают также окологосударственные образования, например, клуб производственников «Прорыв» и Союз малого и среднего бизнеса. Такие сообщества помогают с участием в крупных выставках, в донесении законодательных инициатив до профильных министерств, что системно и качественно влияет на развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
Ценность человеческого общения и коллективное лидерство
Сейчас люди ценят человеческое общение, а сообщества уходят от тренда образования «вокруг личности», выбирая объединение по интересам и целям. Такой подход помогает создать более демократичную и ориентированную на участников среду, где каждый может внести свой вклад и получить поддержку.
«Я восхищаюсь создателями сообществ. Это колоссальное количество энергии и труда. Это действительно сложно: создавать и организовывать мероприятия, поддерживать активность, придумывать возможности для резидентов», – отмечает основатель сети Wonderland Оксана Луканина.
Заключение
Бизнес-сообщества в Екатеринбурге представляют собой многообразную экосистему, где каждый предприниматель может найти свою нишу: от выбора площадки, соответствующей текущим интересам, до активного участия и даже критического переосмысления форматов – все это способствует постоянному развитию и росту делового сообщества города. В конечном счете, успех этих сообществ зависит от открытости участников, готовности обмениваться опытом и стремления к коллективному развитию, что делает эти сообщества незаменимым инструментом современного бизнес-образования.
Рекомендованные спикерами сообщества:
- Ассоциация «Женщины бизнеса»
- Бизнес-клуб Cash-Flow
- Клуб «Прорыв»
- Союз малого и среднего бизнеса
- «Ближний круг»
- Аномалия
- Бизнес-баня
- MP Sellers
- Ярд с Рыбаковым
- Эквиум