Культура

Ave Maria: рецензия на фильм «Мария»

Она умирала на сцене сотни раз: то от туберкулеза в объятьях возлюбленного в «Травиате», то бросаясь с крыши от горя в «Тоске», то отправляясь на костер в «Норме». Но теперь великая Мария Каллас на экране проживает последние дни уже не на сцене, а в своей жизни. Об этом повествует новая работа чиллийского режиссера Пабло Ларраина, ставшая очередной картиной в цикле лент этого автора про знаменитых и несчастных женщин. К камерной «Джеки» с Натали Портман в главной роли и психологически давящему фильму «Спенсер» с Кристен Стюарт присоединилась «Мария» с Анджелиной Джоли.

Анджелина Джоли в фильме «Мария»
Мария каллас в постановке «Тоска», 1964

В своей роскошной квартире оперная дива все пытается вернуть свой голос, благодаря которому ее прозвали La Divina – божественная. Но теперь ее прекрасное пение звучит лишь в черно-белых воспоминаниях певицы, в которых зритель услышит настоящие записи вокала Марии Каллас. В реальном времени героиня буквально оказалась в «золотой клетке» или же скорее стала одной из греческих статуй в интерьере, которые собирал ее любовник – миллиардер Аристотель Онассис. Поэтому и визуально сцены в ее роскошных апартаментах выстроены статично и крайне отстраненно, будто зритель смотрит на картины в музее. В центре их – умирающая звезда в окружении верной прислуги и своих собак. Холодность создается еще и с помощью зеленого цвета, преследующего Каллас, когда она смотрит на свое отражение. Только это не теплый зеленый, а скорее болезненный.

В контраст же идут не только флешбеки, подчеркнутые сменой цветокора, но и стилизованные под документальную съемку сцены с интервью вокалистки. В них зачастую героиню снимают крупными планами – это ее монолог и исповедь перед зрителем. Как говорит сама певица: она пишет автобиографию, но у себя в голове. Поэтому режиссер пытается через экран буквально передать весь внутренний мир своей дивы, оставшейся в одиночестве даже в залитом светом Париже. Худая, глотающая пачками таблетки певица подобно призраку бродит по городу и хриплым голосом пытается исполнить вокальные партии, блестяще спетые ею же в прошлом. Особенно ярко и часто это показано с помощью чередования кадров из разных исполнений одного и того же номера в различные периоды жизни героини. Параллельный монтаж – вообще излюбленный прием Ларраина в этом фильме.

Всю картину можно трактовать как предсмертную агонию звезды с мировым именем. Длинная «лебединая песня» умирающей дивы, запершей себя в своем же прошлом, подобно Норме Десмонд из легендарного «Сансет бульвара». Ларраин – любитель классической музыки, что он доказал в своем предыдущем фильме «Граф» про диктатора Аугусто Пиночета. В «Марии» режиссер смог совместить две свои страсти – кино и оперу. И на самом деле музыкальное оформление фильма раскрывает эту ленту с другой стороны, доказывая, что перед нами – не просто зарисовка медленного увядания легенды под ее хрип.

Музыкальная драматургия ленты выстроена особым способом из различных оперных арий, которые исполняла Каллас. Ключ к этому лежит во фразе героини, что по-настоящему красивая мелодия рождается из трагедии. Сама Мария не просто отдается своему делу, а превратила собственную жизнь в трагичную оперу. И только так она достигает успеха и практически божественного идеала. Отсюда и все ее персонажи, чьи арии она поет – женщины несчастные, сильные, но обреченные на неразделенную любовь. Фильм начинается с Ave Maria из оперы Верди «Отелло». Это молитва Дездемоны перед своей смертью, собственно, в контексте фильма это и прощание Каллас со своей жизнью. В минуты гнева она – яростная и мстительная Анна Болейн, когда влюбляется – кокетливая Виолетта из «Травиаты». Каждая ария в фильме подобрана под состояние вокалистки, выдавая, что у нее происходит на душе. Так, в сцене, когда она замирает в страхе перед немецкими офицерами в своей молодости, Мария начинает петь знаменитую «Хабанеру» Кармен. С одной стороны эта ария идет в контрапункт происходящему в кадре, с другой – показывает, что героиня, находясь в идентичной ситуации с цыганкой из оперы, чтобы спастись, начинает соблазнять своих мучителей.

Зачастую сцены в фильме выстроены так, что в центре всегда оказывается Каллас. И это не удивительно, ведь эта лента проникает в сознание певицы, которая не только всю свою жизнь превратила в перформанс. Даже смерть ее должна соответствовать театральному размаху. Поэтому и диалоги в фильме кажутся чересчур пафосными, ведь они тоже на самом деле пронизаны оперным преувеличением. Картина также разделена на три акта, соответствующих опере. И вот перед зрителем разворачивается настоящая двухчасовая трагедия гениальной личности, отдавшей всю себя своему творчеству, но таким образом оторвавшейся от реальности ради мира высокого искусства. И плата соответствующая – вечное одиночество и повторение судьбы своих же театральных образов.

Как и героиня, исполнительница главной роли Анджелина Джоли отдает всю себя перевоплощению в горделивую, трагичную, но при этом свободную и своенравную оперную диву. И кто знает, не начала ли сама актриса повторять судьбу своей Марии?

Текст: Мария Судакова, фото: «Кинопоиск»
vs-online