Александр, вы попали в Blueprint 100 – список самых талантливых и многообещающих представителей креативных индустрий. Это значит, что за вашими творческими успехами рекомендуют наблюдать. Какие эмоции испытываете по этому поводу?
Признаюсь: новость меня шокировала. С одной стороны, конечно, это очень приятно, что меня выделили, отметили в списке достойных людей, за которыми стоит понаблюдать. А с другой, это огромная ответственность для меня – и даже больше не как для танцовщика, а как для хореографа. Потому что я понимаю: теперь я на виду, за мной и за тем, как я дальше развиваюсь, действительно могут следить.
Это давит или вдохновляет?
Вдохновляет. Как и любовь зрителя, она для меня, пожалуй, важнее. Когда я понимаю, что этот зритель у меня есть, что он приходит на спектакль ради меня и моего творчества, то осознаю: я не могу подвести его. Конечно, когда получаешь признание профессионального сообщества, критиков, журналистов, это очень приятно, это некий «пьедестал», делающий твое имя интересным еще большему числу зрителей.
Ваш зритель – это посетитель Урал Балета, ваше имя неразрывно связано с именем театра. Вы служите здесь уже 17 лет. Давайте поговорим о вашем пути.
Действительно, сюда я пришел в 2007-м году совсем юным. Я тогда окончил екатеринбургский муниципальный театр балета «Щелкунчик» и меня взяли в труппу Театра оперы и балета. У меня не было за плечами образования, даже училища – пришел в театр, можно сказать, самоучкой, ничего толком не умел, но жадно впитывал все, что происходит вокруг, смотрел на более опытных ребят, брал пример, что-то копировал. На то, чтобы что-то из себя слепить, ушли годы. Художественным руководителем тогда была Надежда Анатольевна Малыгина, она увидела во мне потенциал, рассмотрела, стала давать сольные партии. Затем в театр пришел Вячеслав Самодуров – и мой мир перевернулся, своим карьерным прорывом я обязан именно ему – я танцую партии главных героев во многих постановках театра, за некоторые из которых был номинирован на «Золотую Маску».
Это он предложил вам попробовать себя в качестве постановщика?
Да. Это была воля случая. Я получил травму и был вынужден некоторое время посидеть на больничном. Тогда Слава Самодуров, чтобы я не терял время, позвал меня вести репетиции. И вот на одной из них, во время перерыва, он говорит: «А ты не хочешь сам поставить номер?». Я был в шоке! Слава добавляет: «Я уеду на шесть дней – так что у тебя есть время подумать. Вернусь – дашь ответ». Это решение далось мне непросто: много советовался с коллегами, с теми, кто знаком с этой рутиной. К моменту возвращения Славы я был готов попробовать себя как постановщик. Первый номер оказался удачным, и это было открытием даже для меня. С тех пор я стал ставить миниатюры – по две, три, пять минут. А в прошлом году принял участие в большом проекте вместе с самим Вячеславом Самодуровым, Максимом Петровым и Константином Хлебниковым.
Расскажите о работе над нашумевшей премьерой сезона «Сказки Перро».
Это предложение поступило Максима Петрова, который сейчас является главным хореографом Урал Балета. «Сказки Перро» состоят из четырех историй: «Красную Шапочку» я поставил самостоятельно, «Мальчика-с-пальчик» – Максим Петров, «Синяя Борода» – это наша совместная работа с Максимом, а «Кот в сапогах» – постановка Константина Хлебникова. Серьезная, взрослая совместная работа получилась очень трудной, интересной, и мне очень нравится ее результат. Когда Максим выступил с таким предложением, я согласился не раздумывая – ведь это огромное доверие. Мне кажется, в России это большая редкость: выступать и танцовщиком, и постановщиком в одном спектакле.
И как вам работалось в столь действительно разных ролях?
Я бы сказал, что во мне будто жило два разных человека. Я пока еще не очень опытный постановщик, и какие-то вещи мне даются сложно. Ведь постановка – это не только хореография, это и множество других задач: как-то мы, например, до двух часов ночи искали нужный свет. Да и работа с хореографией «изнутри» и «снаружи» сильно отличается – ставишь номер, смотришь на него со стороны и понимаешь: нет, не то. Приходится переделывать. Смотреть на других артистов – справятся ли?
А для себя вы – строгий постановщик?
Наверное, пока не строгий, но требовательный.
Тем не менее, себе вы, как танцовщику, доверяете?
Да. Но и с ребятами я пока выстраиваю отношения так, чтобы им было хорошо и комфортно. Делюсь с ними своим опытом танцовщика, передаю свои знания и навыки. С каждым работаю индивидуально, и, если вижу, что что-то не получается, корректирую задумку. Потому что понимаю, что они чувствуют, ведь я – один из них, тот, кто самостоятельно прошел этот путь с самого начала.