Художница Олеся Ильенок рассказала, как поменялся стрит-арт в эпоху технологий.
Проект екатеринбургской художницы Олеси Ильенок Wall_for_Scroll стал первым объектом третьего сезона паблик-арт программы «ЧО». Это 20 цифровых работ, расположенных в разных локациях города. Зритель может найти их только в своем смартфоне и на рекламных видеоэкранах.
Специально для VSetyah.ru художница рассказала, какие еще появились инструменты у уличных художников с развитием соцсетей и технологий, и какая у этого цифрового пласта обратная сторона.
Технологии привнесли переосмысление классических техник уличного искусства и создали новые – мэппинг, дополненную реальность, роботизированное уличное искусство. Физические работы теперь могут быть репрезентованы в сети, распространяться и находить своего зрителя в интернете и даже являться цифровыми объектами.
Для чего применяются новые технологии?
Во-первых, это естественный поиск нового художественного языка через смену инструмента: в данном случае вместо кистей и баллонов краски авторы пробуют технологии. Во-вторых, это расширяет возможности и поле деятельности художника. В-третьих, автоматизирует некоторые процессы, позволяет дополнить работу, найти новое решение или формат для размещения объекта в городской среде.
Например, художники KATSU и Institute for Applied Autonomy пытались автоматизировать нанесение граффити с помощью дрона и робота.
Были попытки окончательно виртуализировать граффити, например, сделав их элементами дополненной реальности, спроецировав на многоэтажное здание и даже создав собственную компьютерную систему распознавания граффити тегов.
Успешные кейсы
Тому подтверждение – проект «Генезис» арт-группы «Явь», созданный в мае 2020-го года. Он показывает виртуальные муралы о самоизоляции, которых не существует в реальности. Их можно найти через режим просмотра улиц в Google-картах, пройдя по подготовленному художниками виртуальному маршруту. Там они представлены в виде рисунков на зданиях – аналогично тому, как они выглядели бы в более привычной нам физической реальности.
Интересно, что работы существуют только в цифровом формате. Единственная сложность – зрители должны быть хорошо проинформированы о появлении работ и иметь ссылку на маршрут. Это означает, что традиционная механика внезапной встречи горожанина с арт-объектом не работает.
Отдельного внимания заслуживает Graffiti Research Lab, состоящий из граффити-райтеров, медиа-художников, инженеров и программистов. Они создали несколько необычных инструментов для нанесения граффити – Projection bombing (проецирование граффити большого размера на фасад здания), LED graffiti на светодиодах и EyeWriter – специальные очки, анализирующие движения зрачков для написания своего имени без помощи рук.
Похожей техникой пользуется Illusion.research.lab, делая мэппинг на уже нарисованное граффити на стене, тем самым играя с объемами и формой шрифта. Художники называют эту практику перформансом, так как действие существует только в определенный момент времени.
Часто новая техника смещает акцент с объекта в сторону зрителя, вовлекая его в процесс и провоцируя на реакцию. Так работают геймифицирующие проекты Владимира Абиха и VR/URBAN. Художники создают специальный девайс, позволяющий зрителю взаимодействовать со зданием, и используют мэппинг для трансляции работы. Объект Абиха позволяет при помощи джойстика играть в игру, вместо экрана телевизора в которой выступает фасад.
VR/URBAN дают прохожим цифровую рогатку, напечатав сообщение на которой, можно закинуть его прямиком на здание.
Популярным становится использование дополненной реальности (AR) в проектах. Для этого зрителю обычно необходимо скачать приложение на смартфон, затем отсканировать QR-код или направить камеру телефона на изображение на стене, в которое незаметно для человеческого глаза вшиты метки для считывания. Владимир Абих дополнил при помощи AR свою надпись «концентрация». При скачивании приложения и наведении камерой на стену, пользователя начинал атаковать спам, мешая ему сконцентрироваться на работе.
В диджитализации уличного искусства есть своя проблематика. Современные инструменты помогают дополнять физические работы, выходить в плоскость города-сети. Но при этом мы всегда сталкиваемся с технологией между зрителем и сообщением художника: необходимость скачать приложение, вступить во взаимодействие, найти ссылку.
Еще один важный аспект – нарушение этических правил уличного искусства. Чаще всего это пропажа анонимности автора и отсутствие внезапности встречи горожанина с работой художника. То есть не происходит такой же механики, с которой уличное искусство традиционно работает в городе.
Эту механику старается сохранить проект Wall_for_scroll, позволяя горожанам внезапно сталкиваться с цифровыми объектами в своем смартфоне или на экранах с рекламой в разных точках Екатеринбурга. Цифровые объекты в данном случае – это тексты, расположенные в конкретных местах Екатеринбурга – скринах с Гугл и Яндекс карт.
В смартфоне, пользуясь социальной сетью ВКонтакте, объект можно увидеть в виде таргетированной рекламы в историях или в своей ленте. Причем зрителю показываются именно те объекты, в которых недавно был сам пользователь. Например, гуляя по площади, можно увидеть объекты с изображением площади и текстовым посланием на нем. Рекламные экраны также показывают объекты, геолокационно расположенные неподалеку от них самих.
Все текстовые послания в цифровых объектах по смыслу привязаны к их физическому местоположению. Место раскрывает смысл подобранной под него фразы точно также, как у физического стрит-арта.
Технологии постоянно развиваются и, возможно, в ближайшем будущем они станут такими же доступными, как и баллончики. Так что мы гораздо чаще будем видеть цифровые высказывания на стенах городов. А пока мы больше сталкиваемся с экспериментами, позволяющими всем нам осмыслить происходящие с нами изменения, связанные с технологиями. Не только в уличном искусстве, но и в жизни как таковой.