В цирке – на одной из площадок шестой биеннале – состоятся мировые премьеры перформансов от художников из разных стран. Оценить первые можно уже завтра.
Александр Фролов – «Реальность слишком реальна»
Премьера: 12 октября, 16:00
Автор перформанса стремится представить цирк как пространство, очищенное от исторического контекста и от его первоначальной зрелищно-увеселительной функции. Исполнители экспериментальным путем попытаются «нащупать», в какой момент возникают и заканчиваются границы дозволенного в эмоциях, чувствах и экологии. В проекте поучаствуют и зрители — они станут частью хореографии и создадут конечный результат всего действа, двигаясь по заданным инструкциям.
Оля Кройтор – Exit from the Gallows
Премьера: 12 октября, 18:00
Exit from the Gallows — своеобразная медитативная практика, сочетающая в себе формы остросоциальной театральной постановки и философского размышления. В работе поднимается вопрос распространения насилия как нормы, которая отложилась глубоко в человеке на уровне коллективной памяти. Разворачивая перформанс в цирке, автор пытается показать, что «дрессировщики» существуют внутри нас и в любой момент готовы корректировать наше поведение и мышление.
Ширан Элиасеров и Амир Шпильман – «Инверсия будущего»
Премьера: 12 октября, 20:00
«Инверсия будущего» — это инсталляция, в которой оперный певец, каскадер и верхолаз, привязанные друг к другу, выполняют экстремальные трюки. Все это разворачивается на сцене в 360°. В итоге у создателей получается своеобразная площадка, где гравитация, сопротивление и многократные удары тела о поверхность инсталляции создают ритмическую структуру произведения.
Михаил Толмачев и Наталья Зайцева – «Одно из самых красивых мест»
Премьера: 13 октября, 16:00
В своем перформансе художник как бы разворачивает взгляд посетителя цирка в обратную сторону: действие происходит не на арене, а на зрительских местах. Прожектор патрулирует пространство, находит и снова теряет перформера, который прячется за креслами.
Аня Гребенникова и Полина Рюмина – «Разговор как прикосновение»
Премьера: 19 октября, 16:00
Перформанс основан на множестве трепетных воспоминаний художниц из прошлого и их внутренних ощущений, связанных с этими воспоминаниями. Действие образно и символически происходит в разных географических «локациях» – например, в Армении, на бабушкиной даче или в условном «городке». Так Аня и Полина исследуют, как в диалоге рождается общая история – даже без слов.
Мария Морина, Катя Соколовская, Марина Карпова – «Светлые песни»
Премьера: 19 октября, 18:00
Либретто, которое лежит в основе работы, создано в жанре документальной поэзии. Оно в том числе составлено из глаголов, использованных президентом в обращениях к народу, из глаголов, характеризующих поведение вируса по отношению к клетке, а также из глаголов, описывающих ежедневный физический и эмоциональный труд женщин.
Музыка погрузит посетителей в тот тип слушания, который близок медитативным или религиозным практикам. А еще в перформансе будут задействованы скульптуры, имеющие приятное на ощупь покрытие, — гостям разрешат расположиться прямо на них во время просмотра.
Себастиан Баумгартен, Роберт Липпок, Людвиг Хауг – ATTITUDES
Премьера: 21 октября, 20:00
В своем проекте художники показывают образы возможного будущего, где некие существа пытаются выжить в мире за пределами человеческого господства и насилия. Создатели перформанса задаются вопросом, есть ли возможность развить осознанность и представить родство за пределами исключительно человеческих категорий и найти новых единомышленников. Цирк кажется идеальной сценой для подобного размышления, ведь это место, где можно испытать и очарование, и ужас. Здесь стираются представления о привычном — люди летают, а медведи ездят на велосипедах. При этом цирк напоминает нам о текущем порядке вещей, в котором человек господствует над другими живыми существами.
Мария Шатило